Как отметили журналисты, на фоне Эстонии, где предлагают искоренить русский, и в целом дерусификации, что так или иначе затронула все бывшие советские республики, ситуация с «великим и могучим» в Казахстане выглядит благополучной.
В статье news.ru сказано, что пятую часть населения в Казахстане составляют русские, но, как заверяют специалисты, русским языком свободно владеют 84,8% граждан страны. Авторы отмечают, что русский язык признан официальным в стране.
«К тому же, в отличие от Эстонии и Латвии, в Казахстане пытаются укреплять государственный язык не за счет русского. Более того, власти ещё в 2004 году предложили политику «триединства языков», предполагающую свободное владение гражданами Казахстана русским, английским и казахским языками. Несмотря на многие проблемы в реализации этого проекта, власти от него отказываться и не думают», - пишут авторы.
Также казахстанские власти официально провозгласили курс на то, чтобы в недалёком будущем 95% граждан владели государственным, то есть казахским языком, 90% — русским, 10% — обоими языками, добавляя английский, поделился мнением руководитель общественного объединения «Казахстанский русский культурный центр» Всеволод Лукашев.
«Средние школы в Казахстане разделены на казахские, русские и смешанные. Но в русских школах с удовольствием учатся казахи — они в классах составляют до 70% учеников. Высшее образование можно получить на любом языке. Очень многие русские хорошо владеют казахским языком. На русском можно общаться в любом учреждении, независимо от того, государственное оно либо нет. Это для Казахстана не только язык соседнего государства, это один из своих языков», — рассказал он.
Однако, по словам Всеволода Лукашева, при всех красивых планах по освоению лингвистического «триединства» Казахстан уже начинает встречаться с серьезной проблемой — нехваткой учителей русского языка и литературы.
«От 22 тыс. до 31 тыс. таких учителей, по разным данным, не хватает казахстанским школам», — продолжил глава казахстанского Русского культурного центра. — «Они физически стареют, а в вузах замену им не готовят. У молодежи специальность «преподаватель русского языка и литературы» популярностью не пользуется. Эксперты посчитали, что для полного восполнения дефицита на эту специальность уже потребуется около 70–80 лет. Очевидно, придется, как Таджикистану, просить в России таких педагогов. Это приведет к тому, что русские школы останутся, но без филологов. И как тогда обучать детей другим предметам?» — добавил специалист.
При том, что перспективы русского языка в Казахстане оказались туманными по «техническим причинам», межэтнический раскол стране не грозит, убежден эксперт. Именно поэтому, по словам Лукашева, воинствующие заявления иных российских политиков и телеведущих из Москвы о «северных областях Казахстана» русскими жителями нашей страны воспринимаются негативно.
«Слишком много Казахстан и Россию связывает, чтобы мы рассорились и слушали таких людей», — заключил эксперт.