Назарбаев поведет Евразийский Союз на восток и на запад

В канун юбилейного саммита Высшего Евразийского Экономического Совета (ВЕЭС), который прошел 29 мая в Нур-Султане, президент России Владимир Путин выступил с инициативой присвоить звание почетного председателя Совета первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Во время встречи лидеров двух государств президент России, назвав двусторонние отношения образцовыми, не мог не сказать о перспективах.

- С вами в новом качестве, в качестве почетного председателя нашего объединения, мы будем продолжать работать вместе и еще многое сделаем на пути укрепления двусторонних отношений России и Казахстана и на путях развития интеграционного объединения, - сказал он.

Место и время проведения, как и сам повод для саммита были не случайны и полны глубинных смыслов. В этом году отмечается 25-летие идеи о евразийской интеграции и пятилетие подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Встреча лидеров стран Союза в Нур-Султане – это, в первую очередь, знак признания заслуг Казахстана и лично Нурсултана Назарбаева. Ведь именно он, а не руководители «славянских» республик бывшего Союза, выступил четверть века назад с идеей евразийского единства, которая, при аккуратном исполнении, способна заменить в умах десятков миллионов людей идеологический и духовный вакуум, образовавшийся после крушения СССР и СЭВ. Не говоря уже о возможных положительных экономических, военно-политических и иных последствиях этой синергии.

Время показало, что эта идея абсолютно рабочая. Более того, реализация инициативы Назарбаева привела к тому, что роль ряда бывших советских республик сегодня на мировой арене принципиально иная. Казахстан приобрел то, чего у него не было в составе СССР – статус нейтрального государства, посредника sine qua non не только для Центральной Азии, но и для всего евразийского пространства в глобальном масштабе и контексте. Республика стала мостом не между Азией и Россией, а между Востоком и Западом. А это уже совсем иное.

Итак, что может ожидать ЕАЭС в целом с «приходом» в него первого президента Казахстана в новом качестве? Безусловно, личность Нурсултана Абишевича сработает на рост позитивного отношения к структуре в целом у зарубежных партнеров, в том числе и на Западе. Назарбаеву придется «тащить» ЕАЭС параллельно сменяющимся годичным председателям от разных стран-членов Союза. И это большой плюс для самой организации в первую очередь. И конечно, для РК. Почему?

Для Запада он олицетворяет независимый Казахстан. Страну нейтральную, не замешанную в международных скандалах, не находящуюся в жестком противостоянии, не живущую под санкциями. Страну, знакомую для зарубежного инвестора. Страну, новое руководство которой будет работать по принципам, заложенным Назарбаевым. То есть, страну стабильную. Значит, с Назарбаевым будут идти на контакт и работать.

Отсюда множество и других положительных возможных перспектив для ЕАЭС. Очевидно, что Союз при посредстве Нурсултана Абишевича будет активно расширять границы деятельности. Причем, возможно, не только среди постсоветских государств. В статусе главы ВЕЭС он уже провел встречу с главой коллегии ЕЭК Тиграном Саркисяном, на которой заявил о «необходимости расширения географии экономических партнеров союза». «В фокусе внимания остается задача продвижения в диалоге с Евросоюзом инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте», - говорится в документах этой встречи.

Личность Назарбаева дополнительный гарант для всех — нынешних и будущих членов ЕАЭС, внешних партнеров. Совершенно очевидно, что он будет активно наблюдать за реализацией проектов Союза во всех сферах, а их много. Это общий электроэнергетический рынок, механизм контроля товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, система наднационального регулирования в банковском и финансовом секторах, в медицине и фармацевтике, транспорте, нефтегазовой промышленности.

В сфере его интересов явно будет и реализация инициатив, связанных с развитием цифровых технологий, развития открытой деловой среды, координация действий в социальной и трудовой политике, что очень важно для Казахстана. Фактически все основные проекты ЕАЭС отражены и в планах нового республиканского руководства, поэтому работа Назарбаева на этом посту будет содействовать реализации этих начинаний.

И, конечно, Китай. ЕАЭС можно ожидать повышения уровня сотрудничества с КНР не только в части глобальных документов типа соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которое скоро вступит в силу. Фигура Назарбаева позволит в принципе аккумулировать и усилить эффект взаимодействия членов Союза с Китаем и для решения проблем уровня евразийской интеграции, и узко локальных, и для расширения контактов с партнерами в ЮВА. Также вполне возможно, что, используя потенциал России, ЕАЭС сделает первого президента РК ключевой фигурой на переговорах саммита Россия-Африка, который пройдет 24 октября в Сочи.

В общем, новые перспективы у ЕАЭС и Нурсултана Назарбаева большие. Остается немного подождать.

Михаил ТИМОФЕЕВ