"Назад, в 1991 год" - экономист высказался о падении тенге и истощении резервов Казахстана

В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Идея дальнейшего ослабления тенге активно обсуждается и обрастает дополнительными аргументами. Здесь упоминается и решение бюджетного вопроса, то есть увеличение поступлений за счет продажи сырья за доллары, хотя такого желания, говорят, у экспортеров нет. И сила тенге по отношению к валютам стран-партнеров. И очередная попытка избавиться от сырьевой зависимости с помощью удешевления несырьевого экспорта. Очевидно, что это не только «школа мысли», но за этим также стоят и конкретные интересы отдельных групп, которые сейчас сидят в иностранной валюте.

Об этом в своем телеграм-канале говорит мажилисмен Никита Шаталов, по мнению которого дальнейшее ослабление тенге по отношению к доллару в очередной раз будет иметь негативный эффект. 

"Во-первых, любое ослабление национальной валюты – это удар по реальным доходам людей. Учитывая инфляцию последних лет, казахстанцы и так сильно потеряли в реальных доходах. Об этом мы постоянно слышим, когда ездим в регионы. Люди вполне оправданно будут рассматривать целенаправленное снижение курса тенге без падения цены на нефть как то: что государство за их счет решает свои проблемы. Второй и не менее важный момент: все инвестиции в человеческий капитал – рост зарплат врачей и учителей, стипендий и т.д., потеряют значительную часть своей эффективности, а тот же проект «Комфортная школа» подорожает из-за того, что импорт также сильно вырастет в цене. Мы еще точно не получили все эффекты от роста бюджетных вливаний не просто в карманы людей, а в специалистов, которые должны были сделать осознанный выбор пойти работать в социальную сферу.

Во-вторых, удорожание импорта, которое последует за ослаблением тенге, коснется прежде всего обрабатывающей промышленности. Инвестиции в основные фонды, оборудование – это все, по сути, импорт. Предприятия покупают станки за доллары за рубежом. А многие и так столкнулись с задержками поставок из-за дополнительного санкционного комплаенса. Выросли и транзакционные издержки. После ослабления национальной валюты вырастут и прямые издержки, а они, напомню, во многих случаях, также субсидируются через бюджет. Например, тот же ФРП, программы «Даму» и прочее. Вырастут цены и на продовольствие – ровным счетом по тем же причинам, но еще и из-за того, что мы не в полной мере обеспечиваем себя всем необходимым. Потом начнутся проблемы с обновлением энергетической инфраструктуры, где также есть критическая зависимость от импорта.

И, наконец, ослабление тенге спровоцирует дальнейший рост инфляции. Во-первых, из-за роста цен на импорт, которого в нашей экономике очень много. Во-вторых, из-за факторов, описанных выше. Возвращения к рынку не будет, так как второй шаг после того, как мы вводим рыночный курс – это отмена субсидирования ставок в банках, а на него никто не пойдет. Одновременная девальвация и заморозка кредитования – это рецессия, снижение занятости и т.д. Обнулиться по всем фронтам разом просто опасно. Просто отпустить курс – это значит точно не достигнуть коридора инфляции в 4-6 процентов, а значит, базовая ставка по-прежнему будет высокой, и государство продолжит присутствовать на кредитном рынке.

500 тенге за доллар: насколько реален этот прогноз к концу 2024 года

На мой взгляд, ослабление тенге – это тактическая мера. Стратегически пользы она не принесет. Вместо этого нужна сложная работа: нормальный налоговый кодекс и оцифровка администрирования налогов и сборов, пересмотр администрирования социалки и секвестр непродуктивных расходов, пересмотр льгот и субсидий. Для продвижения экспорта – поиск новых рынков: тот самый «Глобальный Юг». У нас есть запас прочности в виде Нацфонда, созданного на черный день. Бюджетный дефицит с нами не первый год, но очевидно, что от этого кризиса нет универсальной отмычки – взять и обесценить национальную валюты и тратить, как раньше, не получится. А вот подорвать доверие к экономической политике – легко" , - убежден депутат.

Своими мыслями – насколько серьезен сегодня данный вопрос для казахстанского общества, с Caravan.kz  поделился экономист Марат Абдурахманов.

"Если коротко, то мы должны посмотреть на структуру резервов Нацбанка. Во-вторых, на структуру резервов Нацфонда. В-третьих, на структуру резервов нашего Минфина. Что означает – сколько в действительности денег в реальном выражении есть у государства. Вот только эти сведения в минувшем феврале Нацбанк по Нацфонду со своего сайта убрал. Мне повезло – накануне я эти файлы скачал, и примерно понимаю, сколько сейчас денег у государства в наличии. Так, общая сумма, которая имеется на сегодняшний день, это примерно около 45 – 50 миллиардов долларов. При этом напомню о дефиците госбюджета за первое полугодие с учетом теперь уже и августа, который составляет более пяти триллионов тенге. Или примерно 15 миллиардов долларов из тех 50 миллиардов, которые присутствуют в наличии. Но проблема в том, что, если такими темпами мы пройдем до конца года, то из этих 50 миллиардов, грубо говоря, останется максимум, 20, от силы – 30 миллиардов. И в 2025 году они закончатся. А вот потом что? Назад, в 1991 год, когда мы были без резервов? Потому-то все сегодня и переживают о курсе тенге, падение которого связано с тремя факторами. Первое – это международная торговля. Второе – это международная позиция, когда Казахстан, как союзник РФ в рамках ЕАЭС и ОДКБ, несет прямые экономические потери от этого участия в сумме от 15 до 20 миллиардов долларов ежегодно. Напомню, что до ЕАЭС, в 2008 году в РК поступление таможенных пошлин составляло 25 миллиардов долларов. Тогда как сейчас все валовые поступления в бюджет таких пошлин в рамках ЕАЭС не превышают шести миллиардов долларов. Это данные статистики, и потери в данном секторе идут с 2009 года. Что называется накоплением внешнего отрицательного эффекта, которое мы наблюдаем сегодня. А вот если бы изначально в 2008 году тогдашнее правительство под руководством премьера Карима Масимова приняло принципиальное решение о распределении таможенных платежей, согласно предыдущим данным о таможенной статистике, такой ситуации не сложилось бы в принципе.

Скажу больше – если закрыть квазигоссектор со всеми его сборами, налогами, получаемыми от населения, то это одномоментно приведет к увеличению поступлений в бюджет от пяти до семи триллионов тенге в год. И это будет хорошим решением, поскольку чиновники дублируют функции квазигоссектора.

И – да, на данный момент все справедливо опасаются девальвации тенге. Все это началось не сегодня. А если продолжится и дальше в том же духе, то нас ждет дефолт. Без вариантов. Это простая математика", - подчеркнул эксперт.

Астана