Навязчивый сервис: Хочешь свободу – покупай!

Было бы смешно, если б не было так грустно – вот так началась история, ставшая едва ли не самым громким разоблачением в полицейских рядах Петропавловска за последние годы.

Как-то вечерком выпивали два товарища. Один в рюмке горькой топил душевные терзания по случаю разрыва со своей любимой, второй поддерживал страдальца. На определенном градусе у брошенного жениха родилась гениальная, по его мнению, идея вернуть любимую. Он был уверен: если милая увидит, что он в беде, то обязательно пожалеет и вернется.

Бедолага додумался попросить друга ударить его ножом и окровавленный отправился искать сочувствия у любимой. Сработала ли задумка примирения – осталось за кадром, известно лишь, что девушка вызвала “скорую” истекающему кровью “герою” и именно здесь началась другая история, где уже совсем не до смеха.

Хитрый план провалился с треском

Парня с ножевыми ранениями доставили в больницу, и, как водится, доктора сообщили полицейским о таком пациенте. Сам он к тому времени стал совсем плох от кровопотери и уже не мог ничего пояснить по поводу того, что с ним случилось. Приехавшие на сообщение опера Сахатов и Шаинов заподозрили криминал. Вскоре они уже беседовали с главным подозреваемым – товарищем и собутыльником раненого, который рассказал все как на духу. Поняв, что перспективы у дела нет и оно будет закрыто, так как потерпевший сам попросил порезать его ножом, опера решили подзаработать на этой ситуации и придумали хитрый план.

За избавление от уголовного дела, то есть свободу, назначили ни много ни мало 150 тысяч тенге. Бывший сиделец поначалу согласился, а потом, после безуспешных попыток собрать нужную сумму, одумался и направился за помощью в антикоррупционную службу. На следующую встречу с Сахатовым и Шаиновым он отправился уже экипированный спецтехникой, и в результате оперов задержали. Как утверждали сотрудники антикоррупционной службы – с поличным.

“Это провокация!” – и без свидетелей

Крутой поворот в этой истории случился в суде. Подсудимые наотрез не признали свою вину. Мол, никакого вымогательства не было. Это они в оперативных целях объясняли подозреваемому, что если он признает вину, то можно примириться с потерпевшим. Фигурировавшая сумма 150 тысяч тенге – якобы это те деньги, которые подозреваемый сам был готов отдать потерпевшему для примирения. Сами они якобы никаких денег не брали.

Свое задержание антикоррупционерами Сахатов и Шаинов назвали не иначе как провокацией. А собственный ответ у них имелся на все улики следствия.

– Руки держали оперативные сотрудники ладонью об ладонь. Руки у оперативников были без перчаток, – к примеру, так Сахатов объяснил в суде, откуда на его руках оказалось люминесцентное вещество, которым покрывают деньги для взяток во время спецопераций.

Дальше – больше. В суде вдруг исчезли свидетели по делу, показания которых доказывали вину подсудимых. А еще резко поменял свою позицию потерпевший – тот самый человек, который собственноручно написал заявление с просьбой принять меры в отношении Сахатова и Шаинова за совершение коррупционного уголовного правонарушения.

“Оговор и принуждение!” или боязнь за свою жизнь?

Так потерпевший заявил, что деньги он подсудимым не передавал, выбросил их, когда выходил из автомобиля, на котором Сахатов и Шаинов приехали к нему на встречу. Свое поведение объяснил тем, что побоялся вручать деньги операм, так как они в отместку могли не прекращать уголовное дело в отношении него. А изначальное утверждение, что отдал деньги Сахатову, объяснил оговором и принуждением со стороны сотрудников антикоррупционной службы.

Это заявление, как отмечает Павел ГУСЕВ, государственный обвинитель в судебном процессе, было тщательно изучено.

– По данному факту службой внутренней безопасности антикоррупционной службы СКО проведена служебная проверка, по результатам которой показания о психологическом давлении на потерпевшего Ж. не подтвердились.

Напротив, из объяснений матери потерпевшего, отобранных в рамках проверки, следовало, что на Ж. оказывалось психологическое давление со стороны неизвестных лиц с целью отказаться от ранее данных им правдивых показаний, изобличающих Сахатова и Шаинова. Кроме того, ей предлагались деньги с целью отказа сына от показаний, – рассказывает “КАРАВАНУ” прокурор Гусев.

Вместе с этим государственный обвинитель на процессе не исключает, что эта же схема сработала с другими свидетелями:

– Возможно, по аналогичным причинам не являлись на судебное разбирательство по делу два свидетеля, также изобличающие подсудимых в совершении преступления. Они по месту жительства отсутствовали, о своем местонахождении никому не сообщали.

Приговор суда – виновны

Несмотря на все уловки, суд признал Жангельды Сахатова и Ербола Шаинова виновными в мошенничестве, совершенном должностными лицами с использованием служебного положения, опираясь на доказательства.

К примеру, к показаниям потерпевшего, что он изобличил подсудимых под принуждением, суд отнесся критически. То, что он резко изменил в суде свои стабильные показания, данные во время досудебного разбирательства, суд расценил как попытку смягчить уголовную ответственность и наказание подсудимых.

Камня на камне суд не оставил от новоиспеченной версии потерпевшего о том, что он не отдал деньги подсудимым, а выкинул их под колесо, выходя из автомобиля. Суд установил, что потерпевший вышел из машины, а подсудимые на Land Cruiser Prado поехали дальше, только после этого автомобиль остановили в ходе спецоперации и нашли деньги под колесом.

Приговор Петропавловского городского суда – 4 года лишения свободы с конфискацией имущества, добытого преступным путем либо на средства, добытые преступным путем, с пожизненным лишением права занимать должности, связанные с выполнением государственных функций, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговор подсудимые выслушали без заметных журналистскому глазу эмоций. Фонтан красноречия и недовольства бил до оглашения – подсудимые в штыки восприняли фото- и видеокамеры прессы, бросая “копья”: мол, это что, цирк?

Большая чистка

Но даже без фото и видео оглашение приговора стало мероприятием показательным – полицейское ведомство направило в зал суда своих молодых сотрудников, чтобы те воочию посмотрели, чем кончаются грязные заработки.

Больше того, этот случай обернулся грандиозной чисткой полицейских рядов Петропавловска.

Сразу после задержания Сахатова и Шаинова в департаменте внутренних дел Северо-Казахстанской области состоялось открытое заседание дисциплинарной комиссии ДВД, где были оглашены результаты служебного расследования этой истории.

Решением дисциплинарной комиссии сами оперуполномоченные УВД Петропавловска Сахатов и Шаинов были уволены из органов внутренних дел. За ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, отсутствие должного контроля за служебной деятельностью подчиненных ряд руководителей городского УВД были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

Непосредственные руководители уволенных сотрудников полиции освобождены от занимаемых должностей.

Упрямы цифры прокурора

– Статистика показывает, что в органах внутренних дел, несмотря на предпринимаемые меры по профилактике правонарушений, по-прежнему имеются факты совершения должностных преступлений сотрудниками полиции.

Так, в 2015 году Петропавловским городским судом осуждено 4 сотрудника полиции за совершение коррупционных преступлений.

С начала текущего года осуждено уже 3 сотрудника полиции за совершение коррупционных преступлений, – приводит упрямые цифры “КАРАВАНУ” Павел Гусев, помощник прокурора города Петропавловска.

Какие выводы полицейский корпус региона сделает из плачевного опыта оперов Сахатова и Шаинова – покажет время.

Петропавловск