Навязчивые услуги в Караганде. Без меня меня женили

Жильцы дома 22 по улице Мамраева, вот уже несколько лет пытаются доказать во всех инстанциях, что им установили лифты… против их воли.

– В 2011 году к нам приходили представители акимата Октябрьского района и настаивали на том, чтобы установить лифты по программе модернизации ЖКХ, – рассказала активистка Надежда ЖОРЖЕВА. – Большинство жильцов дома отказались, согласных были единицы.

Каково же было удивление жильцов, когда лифты в доме все же появились, а сразу после этого им всем пришли громадные счета – суммы на оплату за установку лифтов в зависимости от квадратуры квартиры колебались от 97 до 190 тысяч тенге!

Столь неподъемные платежи жильцам дома № 22 предстояло выплачивать в течение семи лет.

Узнав об этом, люди кинулись доискиваться правды. Им удалось раздобыть так называемый “протокол общего собрания”, на основании которого был заключен трехсторонний договор между КСК “Асем”, ТОО “Горкомхоз” и собственниками квартир. В документе стояли подписи всех жильцов – не только тех, кто был категорически против, но даже некоторых давно умерших.

Возмущенные явным подлогом жильцы обратились в общество защиты прав потребителей “Гарант”, а затем с помощью юристов общественного объединения – в суд. И тут начались чудеса.

– Суд первой инстанции вынес решение – признать протокол собрания жильцов недействительным и на этом основании аннулировать договор о возмещении затрат на ремонт общего имущества объекта кондоминиума, то есть лифтов, – разъяснил руководитель ОО “Общество защиты прав потребителей “Гарант” Жаслан АЙТМАГАНБЕТОВ. – Однако подрядчик оспорил это решение в апелляционной коллегии Карагандинского областного суда, и суд вынес странное решение – удовлетворить жалобу лишь в плане признания действительным договора о возмещении затрат на ремонт общего имущества объектов кондоминиума. То есть протокол собрания жильцов, по сути, признали недействительным, а договор, заключенный на его основе, – легитимным. Где тут логика?

Однако перспектива выплачивать государству 6,5 миллиона за лифты, в которых они не нуждаются, не дает людям возможности опускать руки.

– Мы дойдем до Администрации Президента, если понадобится, – говорят они. – Ведь еще в 2012 году глава государства на расширенном заседании правительства раскритиковал чиновников за исполнение программы, сказав: “Собственники квартир, согласно нашей программе, должны были реально участвовать в процессе управления домами и реально ощущать выгоду от этой программы”. А мы себя ощущаем марионетками, которых местные чиновники загнали в долговую яму.

В еще более сложную ситуацию попали жильцы домов 45 и 47 14-го микрорайона (район Майкудук). Им выставили счета за ремонт, о котором они не просили, в их квартирах, где они не жили.

– Дело в том, что в начале 2000-х годов, когда люди уезжали, бросая свое жилье, дома 14-го микрорайона оказались заселенными лишь частично, и власти людей из нескольких полупустых домов просто заселяли в один, – пояснил Жаслан Айтмаганбетов. – При этом право собственности у людей юридически оставалось на брошенные квартиры, а на те, в которые они вселялись, документов никаких акимат не выдавал.

Кризисные времена миновали, появился спрос на квартиры в Майкудуке, и в 2011 году власти решили восстановить брошенные дома. Около 30 человек решили вернуться в свои законные владения, однако сделать это оказалось непросто.

– В домах 45 и 47 начали ремонт, причем у хозяев не только не спрашивали согласия, но и не допускали их в собственные квартиры, – возмущенно констатирует руководитель общества защиты прав потребителей “Гарант”. – А по завершении этого ремонта, который, к слову, обошелся в 645 миллионов тенге, выставили счета собственникам.

Возмущенные жильцы наняли независимых оценщиков. Расчеты экспертов кардинально расходились с выставленными суммами.

– Например, хозяева квартиры 29 в доме 45 должны были заплатить за ремонт общего имущества, по оценке акимата, 843 970 тенге, а согласно независимой оценке – 261 922 тенге. По ремонту квартиры им пришел счет на 372 500 тенге, тогда как независимые оценщики назвали другую сумму – 173 090 тенге. Представляете, какая разница! – продолжил он.

Отказ жителей домов 45 и 47 платить баснословные суммы повлек за собой ответные меры акимата Октябрьского района. Чиновники подали в суд о взыскании денежных средств, затраченных на ремонт. И хотя жители предоставили в суд результаты независимой экспертизы, а чиновники, невзирая на неоднократные ходатайства ответчиков, не принесли ни одного документа, подтверждающего обозначенные ими затраты, суды всех инстанций встали на сторону акимата.

– Это далеко не единичные случаи, – говорит Айтмаганбетов. – Стало тенденцией для нашего региона, когда чиновники сами решают, какие услуги предоставлять людям. И на какие суммы. А потом выставляют счета.

По словам руководителя общества защиты прав потребителей “Гарант”, ему доводилось участвовать в судебном разбирательстве, где акимат представил просто абсурдную сметную документацию: два крана, которые, как было указано в бумагах, были задействованы в работах, просто физически не поместились бы на обозначенной площади.

Впрочем, у жителей многострадальных пятиэтажек недавно появилась надежда.

– В ноябре этого года жильцы домов 45 и 47 узнали, что в отношении должностных лиц отдела строительства Караганды и городского коммунального хозяйства возбуждены уголовные дела по злоупотреблению должностными полномочиями. Людям прислали постановление о признании их потерпевшими из департамента по борьбе с экономической преступностью. Может быть, хотя бы там сумеют разобраться, откуда взялась разница в оценке ремонта акиматом и независимыми оценщиками и куда ушли эти деньги, – сообщил Айтмаганбетов.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН