Наурыз – встреча с солнцем

– Кайрат, откуда вообще взялся праздник Наурыз и почему его связывают с Ираном?

– Есть такая точка зрения в науке, что древний иранский календарь, известный нам как восточный, усовершенствовал в свое время Омар Хайям. И благодаря этому якобы и возник Наурыз как официальный праздник.

– А что такое Наурыз у казахов?

– Наурыз появился у казахов еще до времен Зороастра (Заратуштра), в самой глубокой древности. Конечно, не всё известно, но праздник был связан с культом солнца, его почитанием. То есть с моментом весеннего равноденствия – солнцестояния, определенного древнетюркским тенгрианским календарем, о котором говорит доктор наук Асия Мухамбетова. В предутренние, может, еще даже и в ночные часы к рекам и озерам приезжали древние тюрки, восхваляли Жер-Су – бога земли. Считалось, что в этот день необходимо поклониться земле и воде, отдать должное духам-аруахам. Далее устраивались спортивные и боевые состязания, проходили айтысы. Об этом пишет выдающийся казахский фольклорист Шакир Ибраев. Одевшись во все белое, рассказывает он, наши предки встречали у рек и озер появление солнца, приход нового года.

– Почему именно у воды и для чего нужны были белые одежды?

– По древнетюркским понятиям шла борьба между темными и светлыми силами. Поэтому тюрки и устраивали состязания, хотели помочь светлым силам и вообще духам природы в этой борьбе, чтобы следующий год был плодородным, урожайным, обильным.

Трава растет – казахи двигаются

– Почему персидское слово “новруз” стало символом Нового года у тюрков?

– Потому что Заратуштра принес сюда это название. И, кстати, там тоже праздновали Наурыз целый месяц.

– Целый месяц… С чем это связано?

– С моей точки зрения, связано это с кочевым образом жизни казахов и нашей родоплеменной культурой. Когда зима прошла и уже настали теплые весенние дни, надо было объехать (обряд ерулік) все кочевья, всех дальних родственников. Огромные расстояния. Принести подарки, пожелать всем добра. Люди ехали на новые кочевья и там знакомились с соседними племенами. Трава растет, мы движемся, скот движется, соседи движутся… Отсюда наше гостеприимство и вообще мотив познания мира и новых открытий, новых впечатлений. Вот этот ерулік, который проводился, шел в течение месяца. Он совпадает как раз с этим весенним праздником.

– Культура празднования Наурыза – насколько она изменилась сегодня?

– Сейчас у нас другой образ жизни, но сама суть благопожеланий не изменилась. Сердцевина – какие-то важные вещи, ценностные, – она сохранилась, потому что главным образом мы ходим, посещаем родственников и желаем им добра, всего хорошего, процветания. Все это связано с весной. Сама суть как бы осталась. Другое дело, что изменились социально-экономические обстоятельства. Раньше чувствовалось большее влияние климата, погоды. В древности, по крайней мере. Потом пришел ислам. Какие-то его элементы были привнесены в культуру празднования Наурыза, многие считают, что это – исламский праздник. Но на самом деле он языческий. Нельзя не видеть, что все народы, которые живут в Казахстане, отмечают Наурыз. Когда-то давно это все было одной большой красивой, очень могучей культурой.

7 – сакральное число

– Кайрат, можно ли говорить, что Наурыз несет в себе сакральный смысл?

– Конечно. Я же с самого начала объяснял: изначально древние тюрки пели богу солнца гимны. Об этом говорится во всех источниках. Магический смысл заключался в том, что каждое благопожелание, каждый өсиет – завещание предков нам, связаны с почитанием духов – аруахов. Не только с культом солнца. И сейчас, когда мы отмечаем праздник, делаем бата – благопожелания, говорим: “Ұлыстын ұлы күні, ақ мол болсын” (“Пусть благопожелания исполнятся”). Они всегда несут сакральный смысл, люди верят им, потому что освящены какой-то высшей традицией.

– С чем связано то, что при приготовлении традиционного кушанья – наурыз-коже, обязательно используют семь ингредиентов? Цифра “7” часто звучит именно в дни празднования Наурыза. С чем это связано?

– Вообще число “7” у казахов – сакральное. Совершенство мира “3” и “4”. “3” – это вообще устройство мира – верхний, средний и нижний. А “4” – это стороны света. Потом мы говорим: жеті ата, жеті қазына… Число “7” представляет собой совершенство. То есть полная целостность говорит о гармонии этого мира.

Когда я спрашивал у старших, почему именно 7 ингредиентов кладется (тары, зерно, кто-то гречку, кто-то маш кладет), они отвечали: “Нам не важно, какие конкретно злаки, важно, чтобы было количество”. В разных регионах их по-разному кладут, но суть от этого не меняется, 7 ингредиентов обязательно должно быть. А злаки – это, конечно, понимание изобилия, понимание богатства, чтобы не было голода и все было хорошо. Такие моменты несут в себе глубинный смысл, народ всегда думал о достатке, изобилии и о том, чтобы никогда не страдать, не голодать, потому что это кочевье: бывают джуты, засуха, наводнения и т. д.

Алматы