Наум ШАФЕР. "Вечерний вальс" длиною в жизнь

83-летний Наум Григорьевич полон планов. Он юморит, размышляет о важности уважения детской психики, делится впечатлениями о том, как он, заядлый собачник, стал кошатником. Шафер – обладатель уникальной коллекции из более 30 тысяч грампластинок, “бобин” и кассет (“Креативный Шафер”, № 12 от 21 марта 2008 г.). В его архиве – более 20 тысяч книг на русском, казахском, еврейском языках. Как композитор, он написал около 300 произведений!

Сегодня Шафер не скрывает радости оттого, что его “Вечерний вальс” все 67 лет своего существования был интересен людям и, по словам создателей фильма “Собачий рай”, лучшим образом отразил послевоенную пору. Картина выдвигалась на кинопремию “Золотой орел-2014” в номинациях “Лучший сценарий” и “Лучшая работа художника по костюмам”.

По словам директора Дома Шафера Татьяны КОРЕШКОВОЙ, “Вечерний вальс” был визиткой Наума Григорьевича к его учителю – легендарному Евгению БРУСИЛОВСКОМУ, стал первым произведением композитора из Павлодара, которое издано в партитуре в издательстве “Композитор” из Санкт-Петербурга (“Вечерний вальс” Наума Шафера”, № 25 от 20 июня 2008 г.), а теперь оказался музыкальной темой в полнометражном кино.

Сценарий “Собачьего рая” написал известный кинодраматург, актер и режиссер Александр АДАБАШЬЯН. Действие разворачивается в 1953 году, когда после смерти Сталина в Москву с Дальнего Востока возвращаются репрессированные. В том числе семья, высланная в Магадан. Но вернулась она без собаки по кличке Гектор, которую очень любил 12-летний мальчик Митя.

– Я старый собачник, у меня даже книга о собаке написана “Дворняги, друзья мои”, – отмечает Наум Григорьевич. – Получился замечательный фильм для детей и взрослых, которые обязаны извлечь урок из того, что они порой не уделяют должного внимания детской психике.

Герой фильма Митя рассказывает соседской девочке Тане, что сильно скучает по Гектору. Подростки готовятся к поездке за собакой. Девочка же узнает, что пес умер в Магадане от тоски, но скрывает это от друга и начинает отговаривать Митю от дальней дороги.

– Она приглашает его к себе, включает патефон, и звучит “Вечерний вальс”. Финал ленты – это расставание с эпохой, когда людям было тяжело, но они верили в лучшее, – говорит Шафер.

Создатели фильма “Собачий рай”, обнаружив “Вечерний вальс” в Интернете, вышли на связь с руководителем Павлодарского духового оркестра Анатолием ОНОПРИЕНКО. Во Всемирной сети имелась запись коллектива от 2005 года.

– Спрашиваю: почему автору не звоните? Они: так вальс написан в 1947 году. Сказал им, что наш оркестр и сегодня сотрудничает с композитором, который живет в Павлодаре, – говорит Оноприенко с улыбкой.

– Автор живой, оказывается, – смеется Наум Григорьевич. – Для меня это стало большой честью. Мы с Анатолием Федоровичем даже от гонорара отказывались.

“Вечерний вальс” Шафер написал в 16 лет. Он еще его называет астанинским вальсом, так как в юности жил в Акмолинске (сейчас – Астана):

– Я, романтически настроенный юноша, вышел на берег Ишима с балалайкой в руке. Тогда это был захудалый город. Но я представил, что передо мной море, и будущую романтическую встречу с изумительной девушкой.

В конце 1940-х годов в Алма-Ате проходил традиционный фестиваль молодежных студенческих ансамблей. Один из них исполнил знаменитые “Амурские волны”, а затем “Вечерний вальс”.

– Мэтр казахстанской музыки Евгений Брусиловский спросил, где раскопали второй старинный вальс, который он ни разу не слышал, – рассказывает Наум Шафер, – Стою сзади и говорю, что я сочинил. Он на меня посмотрел и говорит: молодой человек, почему вы скромничаете? У меня слезы на глазах, оттого что он не поверил. Потом, когда узнал правду, принял меня учеником.

Именно Брусиловский придумал псевдоним Шаферу как композитору – Нами ГИТИН. Под этим именем он и указан в титрах “Собачьего рая”.

– Наум Григорьевич, коль скоро речь заходила о любви к животным, хотелось бы поговорить об этом…

– Я люблю животных. Все детство и юность провел с лошадьми – постоянно работал на сенокосе. Одна лошадь относилась ко мне, как собака. Я на нее вскакивал без седла и мчался на полевой стан. Когда приезжал домой, она всю ночь паслась около дома, ожидая меня… Собаки у нас сейчас нет (любимой овчарки четы Шаферов по кличке Икс не стало в 2011 году. – Авт.). Овчарка прожила 10 лет. Собаки признают всех хозяев, но выбирают лидера. Им стала моя супруга Наталья Михайловна. До того Икс с любовью ее охранял, что несколько раз меня укусил. Но зато, когда я выводил собаку на улицу, она ко мне никого не подпускала... Чтобы нас утешить, как-то принесли кошку. Она принесла потомство, мы раздали котят в первый раз, но во второй было трудно. Одна кошечка осталась и через некоторое время тоже родила... В прошлые 40-градусные морозы кто-то выкинул на улицу кошку. Ухо и хвост отмерзли, мы ее приютили. Она выжила и тоже родила. Таким образом у нас сегодня шесть кошек.

– Не тяжело с таким отрядом?

– Шесть кошек для нас многовато, но мы к ним привыкли.

В музее до сих пор помнят случай, когда на вечере, посвященном 120-летию Михаила БУЛГАКОВА, одна из кошек Шафера шокировала зрителей. Ведущий Вадим ВАЛЮЖЕНИЧ цитировал “Мастера и Маргариту”, и когда прочел про кота Бегемота, на стол вскочила черная кошка по кличке Стела. Публика ахнула.

Павлодар