Наступит ли завтра?

Лейтмотивом первого “Медиа­ курылтая-2008” стал кризис во всех его проявлениях. Ведь журналисты, по прогнозам экспертов, входят в первую десятку списка профессий, которые в ближайшее время могут оказаться невостребованными.

При этом у одних кризис вызывает уныние, а у других возбуждает "аппетит" к работе.

Так или иначе, но все расценили временную передышку как возможность поразмышлять над чисто “цеховыми” вопросами. Такими, например, как реальное состояние медиарынка.

Организатор медиакурылтая – Казахстанский пресс-клуб – провел недавно большое исследование, опираясь на мнение 36 экспертов в области СМИ.

81 процент опрошенных оценили состояние казахстанских СМИ как среднее. В то же время почти 59 процентов считают, что состояние отечественного телевидения “плохое”, а 39 процентов сказали то же самое о радио.

Говоря о роли СМИ, респонденты и вовсе разошлись в мнениях: например, 44 процента опрошенных посчитали, что СМИ имеют важное, но недостаточное значение, 30 процентов считают, что журналисты должны только информировать, а 22 процента назвали газеты, радио и ТВ манипуляторами.

Почти 80 процентов экспертов считают, что нормальному развитию СМИ препятствуют государство и законодательство. А бизнес, наоборот, помогает развиваться.

Кстати, дальнейшая дискуссия на эту тему показала, что некоторые казахскоязычные телевизионные каналы и печатные издания (состояние которых было оценено экспертами как плачевное), наоборот, мечтают о тех временах, когда государство наконец возьмется за защиту национальных изданий и каналов и будет регулировать рынок СМИ с помощью политики повышения пошлин и запретов, например, на трансляцию электронных СМИ других государств. Президент ТРК “Шахар” Куат Домбай сообщил, что уже сейчас почти 2 миллиона казахстанцев через спутниковые "тарелки" смотрят телевизионные программы соседнего государства.

Модератор дискуссии на тему законодательства Олег Кациев по­пробовал уточнить:

– Что нужно запретить: смотреть российские каналы? Забрать “тарелки”?

Закон лучше упразднить?

Нарекания по поводу Закона “О СМИ” стали уже привычными. Представитель фонда “Журналисты в беде” Розлана Таукина и вовсе предложила Закон “О СМИ” упразднить, поскольку, по ее мнению, он существует только для того, чтобы арестовывать тиражи оппозиционных газет. Узнать же мнение представителей государственной власти и профильного министерства собравшимся так и не удалось: заявленный в повестке дня представитель Министерства культуры и информации на курылтае не появился.

По этому поводу директор группы оценки рисков Досым Сатпаев даже пошутил, сказав, что министерство выступило своего рода спонсором его выступления, поскольку высвободились лишние 10 минут. В своем выступлении политолог отметил, что неконкурентоспособные СМИ представляют реальную угрозу национальной безопасности.

– Отсутствие конкурентоспособных СМИ обрекает Казахстан стать информационной периферией, мы становимся потребителями чужой информации и чужой идеологии.

Существующие правила игры, по мнению политолога, не создают необходимых условий для повышения роли СМИ, в их числе отсутствие самоцензуры, свобода от несанкцио­нированных вмешательств в работу журналистов, плюрализм мнений, свободный доступ к необходимой информации.

Участники дискуссии назвали инициированные недавно поправки в Закон “О СМИ” всего лишь некой ретушью, косметическим ремонтом.

Возможно, именно такое отношение к журналистике породило дефицит профессиональных кадров. Один из гостей с места высказал мнение, что, возможно, за 17 лет независимости страны в ней выросло целое поколение людей, которые уже приспособились к отсутствию свободы слова, и для них законы – всего лишь пустой звук. Профессор Гульнар Асанбаева отметила, что сегодня ощущается кризис в подготовке журналистских кадров. Несмотря на заоблачные цены, которые взимаются за обучение ремеслу журналиста, вузы дают мало практики и уже не готовят преподавателей журналистики.

Именно поэтому ныне работающим журналистам кризис не страшен.

Но наступит ли тогда завтра?

Жанар КАНАФИНА