Наследие ЭКСПО-2017

Всемирная выставка ЭКСПО-2017 дала ускорение развитию туризма в Казахстане. “Мы практически ни разу не имели такого мощного стимула для приезда туристов в Астану, как накануне выставки, и теперь уже от каждого туристического субъекта зависит, сможем ли мы воспользоваться возможностями, которые нам дало ЭКСПО”, – уверена директор Ассоциации туроператоров РК Инна РЕЙ.

Даешь национальный колорит!

– Перед выставкой представители туррынка страны вместе с государством, дирекцией НК “Астана ЭКСПО-2017” провели серьезную подготовительную работу. Мы привели маршруты в товарный вид, тщательно занялись маркетингом. Также нам пришлось научиться работать в авральном режиме, когда часто меняются задачи и нужно мгновенно находить решения, ведь в ходе выставки мы обслуживаем большой объем туристов. С одной стороны, это крайне тяжело, с другой – приятно. О таком темпе работы можно только мечтать! – говорит член комитета по туризму НПП “Атамекен”, член Совета по туризму при правительстве РК Инна Рей.

Со дня открытия выставки в Астану прибыло 700 тысяч туристов – сколько в прошлом году за весь год, отмечает Инна Рей.

Как сообщил акимат города, объем налогов увеличился более чем в два с половиной раза, посещаемость объектов – в два раза, рост услуг тур­операторов – на 78 процентов. Средняя заполняемость отелей составляет 68 процентов (была 25 процентов).

На Всемирной конференции “Туризм и энергия будущего”, которая прошла в конце июня, председатель правления АО “НК “Астана ЭКСПО-2017” Ахметжан Есимов также подчеркнул, что любое ЭКСПО – это событие мирового уровня, которое традиционно привлекает миллионы туристов.

– “Астана ЭКСПО-2017” тоже открывает миру Казахстан. Граждане 55 стран мира приобрели билеты на ЭКСПО в Астане. С начала июня в аэропорт Астаны прибыли 140 тысяч зарубежных гостей, что в три раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – сказал глава нацкомпании.

Ахметжан Есимов также напомнил: история международных выставок показала, что комплексы, построенные специально для экспозиций, впоследствии становятся мировыми достопримечательностями. Так произошло с Эйфелевой башней – наследием Всемирной выставки 1889 года – или брюссельским Атомиумом, спроектированным к открытию Всемирной выставки 1958 года.

– Такой же достопримечательностью Астаны, безусловно, стала сфера “Нур Алем”, как новый мировой символ энергии будущего и центр притяжения туристов. И впервые в истории страны Казахстан и ЭКСПО-2017 были включены в рейтинг топ-52 рекомендованных к посещению мест в 2017 году по версии авторитетного издания The New York Times, а также в топ-17 по версии The Huffington Post, – отметил Ахметжан Есимов.

В свою очередь генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН Талеб Рифаи сообщил, что в 2016 году количество международных туристов составило 1,235 миллиарда человек.

– К 2030 году этот показатель может возрасти до 1,8 миллиарда человек. Каждый день туристы тратят 3,2 миллиарда долларов, создавая рабочие места по всему миру и представляя 10 процентов от мирового ВВП и 30 процентов от мировой торговли услугами, – сказал Талеб Рифаи.

Вместе с тем, как отмечают эксперты, ЭКСПО стало площадкой, обнажившей проблемы в туротрасли.

– По завершении визитов делегаций и отдельных туристов на ЭКСПО мы проводим обязательную ревизию пребывания гостей с тем, чтобы улучшить обслуживание. Видим, как отличаются предпочтения туристов. Так, японская делегация отказалась от городской экскурсии и самостоятельно изучила город. Это новая туристская культура, когда визитер приезжает в незнакомые страны и намеренно уходит от лоска, предлагаемого туркомпаниями, предпочитая увидеть настоящий город. И нам нужно делать это направление максимально комфортным для гостей, развивать “умный город”, – говорит Инна Рей.

Или, взять, к примеру, китайских туристов – это очень требовательные клиенты, при этом по-восточному сдержанные: список претензий и пожеланий от них турфирмы получают после отъезда, хотя большинство вопросов можно было бы решить на месте, рассказывает эксперт.

В этом перечне – идеальные условия в отеле, чтобы дешево и качественно. Второе – жителей Поднебесной интересует шопинг. Кстати, в Астане походы по магазинам им понравились – у вас хорошие цены, говорили китайцы. Третье – гостям из КНР нужна этника. Казахстан заинтересован в массовом нашествии китайских туристов

– И когда мы привезли гостей в местечко Бал-Карагай, что в 20 километрах от Астаны, они пришли в восторг: в зоне отдыха отлично представлен местный колорит, установлены шикарные юрты, проводятся мастер-классы по их сбору, а также демонстрируются национальные промыслы и традиции. Здесь же готовятся национальные блюда, весь процесс проходит, как шоу (шай-брейк, баурсак-шоу, бешбармак-шоу). А из обрядов потрясает возведение на ханство, которое проходит в виде игры с участием гостей. Действо проводят артисты-профессионалы, – говорит Инна Рей.

Однако для дальнейшего развития туризма, по мнению эксперта, Казахстану и его столице необходимо органично вписаться в маршрут Шелкового пути.

Справка “КАРАВАНА”

Туристская дестинация – центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения нужд туристов.

– По подсчетам Всемирной организации туризма, Шелковый путь – самая привлекательная туристская дестинация, интересующая европейцев, китайцев, американцев. И все страны, через которые он проходит, стараются максимально развивать это направление, поднимать качество услуг и увеличивать время пребывания туристов именно в их стране. Нам нужно сделать так, чтобы, продвигаясь по территории ВШП, туристы заезжали в Астану. Конечно, тяжело конкурировать со странами, которые давно уже работают в данном направлении. Но правильнее с ними договариваться. Нужно поработать над тем, чтобы страны ВШП включили Астану в число приоритетных посещений. Для этого нужно унифицировать процесс выдачи виз, их взаимного признания. Вот, например, режим 72-часового безвизового пребывания для китайцев – революционный шаг, но он не дает ожидаемого эффекта, потому что нельзя создать “мгновенного” туриста. Надо провести огромнейшую затратную работу по продвижению дестинации. Или пойти на объединение усилий с соседями, – отмечает глава Ассоциации туроператоров РК.

Опора и надежда туризма

Однако, несмотря на нацеленность текущей работы туррынка Казахстана и государства на привлечение иностранных туристов, нужно акцентировать внимание на внутреннего туриста. Долгосрочная задача по привлечению зарубежных гостей будет сталкиваться со специфическими условиями отечественного туррынка – большие затраты на приезд, проблемы с доставкой информации о нашей стране потенциальному туристу. Но это направление не может быть устойчивым – любые международные события могут изменить конъюнктуру, и мы можем потерять этих клиентов.

Здоровое развитие туризма в нашей стране возможно при внимании к туристу внутреннему. Если мы сделаем путешественниками своих граждан – это будет такая столбовая дорога, опора для развития туризма, – считает эксперт.

Сумеет ли государство воспользоваться возможностями, которые дало ЭКСПО, – вопрос отнюдь не риторический. Проходящая сейчас выставка, несомненно, обеспечила увеличение потока гостей в Астану. Однако это лишь событийный туризм, разовая акция. Для того чтобы закрепить за Казахстаном и Астаной позицию туристской дестинации, в том числе и на международной арене, предстоит провести еще масштабную работу. И здесь важно, чтобы и ответственные, государственные мужи, и представители туррынка, и предприниматели в сфере обслуживания действовали синхронно. Помимо рекламной, маркетинговой работы предстоит создать максимальные возможности, предлагать специальные льготы, чтобы казахстанцы путешествовали внутри страны и хотя бы часть отпуска могли проводить здесь.

Астана