– По образованию я – художник. Снимать природу – мое увлечение. – говорит Александр Синявский.
Отец Александра Андреевича, вернувшись после войны с фронта, устроился работать в Алма-Атинский зоопарк. Да так увлекся новой профессией, что стал одним из самых известных в Казахстане художников-анималистов и писателей-натуралистов. Выпустил с дюжину популярных книжек о животных, среди которых “Дружная семейка”, “О животных в ночном зоопарке”. Был знаком со знаменитым казахстанским биологом Павлом Мариковским и лучшим художником-анималистом Советского Союза Алексеем Комаровым. Учился на их рисунках.
В 50-е годы писатель-натуралист Максим Зверев организовал при зоопарке кружок юных натуралистов. Младший Синявский стал посещать его с первого класса:
– Я ходил по зоопарку с альбомчиком, рисовал с натуры, показывал эскизы Звереву. Мне поручили заниматься маленьким ручным барсуком. Зверьку и года не было, когда его принесли к нам. Он бегал за мной по зоопарку, как собачка. Я кормил его овощами и фруктами. Настольными у меня всегда были книги о животных. Перечитывал их от корки до корки. А после 7-го класса поступил в художественное училище.
Любовь к природе и сформировавшийся художественный вкус потянули Синявского в горы. Он обошел множество ущелий и горных хребтов в окрестностях Алма-Аты: делал снимки Большого Алма-Атинского озера, хребта Кумбель, урочища Кок-Жайляу, пика Советов, Проходного ущелья. Ходил через горы в Киргизию, на Иссык-Куль. Обошел весь его южный берег:
– Как-то я попал на плато Арабель, на высоте около четырех тысяч метров над уровнем моря на южном берегу Иссык-Куля, и влюбился в это уникальное место. В этой горной долине растет лишь травка да расцветают ромашки и примулы. Даже летом там часто идет снег, случаются сильные грозы. Тучи летают на уровне человека. А когда сверкают молнии, то становится жутковато. На такой высоте живут зайцы, дикие козлы да горностаи – небольшие куницы. Один из таких зверьков с удовольствием позировал перед моим фотоаппаратом. Там обитают всего несколько видов птиц, среди которых атайки, рогатые жаворонки и редкий черный аист.
Из людей туда наведываются лишь пограничники, да один месяц в году чабаны пасут своих барашков во время перегона их на другие пастбища. Еще там есть дорога на золотоносный рудник Кумток, который расположен высоко в горах.
– Я езжу туда в основном один, иногда с друзьями, – рассказывает Александр Синявский. – По дороге на рудник поднимаюсь на машине со знакомыми водителями и часов шесть, весь световой день, хожу там. Кругом ни души, лишь изредка попадаются зверюшки. Но в этом, казалось бы, безжизненном пространстве с его контрастами и суровейшим климатом – столько красоты! В пору цветения примул и ромашек долины становятся сказочно яркими и радостными, а наскальные рисунки из мха и лишайника приводят в полный восторг! Потому и названия к снимкам даже придумывать не надо. За нас это сделала сама природа. Вот камень в виде флага Японии, белый с ярко-красным кругом из лишайника посередине. Вот расписная пирамида из скального обломка на фоне вечных снегов, вот “крокодил” и “золотое руно”.
– И что удивительно, – восхищенно рассказывает фотохудожник, – эти рисунки из лишайника на скалах часто напоминают знакомые изображения, будто бы их рисовал человек. И в таком количестве и разноцветье! Я такого больше нигде не встречал.