Насилие с целью вымогательства становится обыденным в Казахстане - эксперты

Эксперты дали корреспонденту Caravan.kz свои комментарии по вопиющему случаю, который произошел на днях в Алматы.

В СМИ сообщили , что "30-летний парень сразу после изнасилования обратился в фонд "Не молчи". Все началось с того, что в Интернете потерпевший познакомился с молодым человеком, и у них начались приятельские отношения. Примерно через месяц новый знакомый пригласил пострадавшего к себе домой, якобы поиграть в компьютерные игры. Однако в квартире "друга" тот ждал его не один, а с двумя приятелями. Все трое, по словам потерпевшего, начали избивать его и, угрожая ножом, потребовали деньги. Потерпевший, по его словам, испугался и делал все, что от него требовали, отдал деньги, которые у него были. А после, как вспоминал молодой человек, его изнасиловали.

 Сразу после изнасилования обратился в фонд "Не молчи". По сообщениям СМИ,  казахстанская правозащитница Дина Тансари сообщила, что: "Возможно, кому-то показалось, что у него нетрадиционная ориентация, и тем самым ярые гомофобы отомстили ему. Исполнители все время звонили кому-то и сообщали о том, что происходит. Обзывательства и угрозы тоже были гомофобного содержания".

По словам пострадавшего, издевались над ним не менее трех часов.

Отвечает директор "Института равных прав и равных возможностей" психолог Маргарита Ускембаева.

- Отражает ли этот вопиющий случай отношение части казахстанских граждан к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации?

- Получается, что, да, такие явления у нас не принимаются обществом, и немало граждан осуждают таких людей. Но в этом случае дело приобретает другой оборот.

Там, видите, идет контекст – они же его шантажировали, требовали у него деньги. Подозреваемые использовали какую-то особенность этого человека против него же для того, чтобы подвергать его рэкету. Тут даже можно сказать, что все подозрения в нетрадиционной ориентации отходят на второй план. Главное для подозреваемых – это вымогательство.      

 - Не говорит ли сам способ надругательства о том, что подозреваемые сами могут являться представителями нетрадиционных сексуальных предпочтений?

- В данном случае мы имеем дело больше с откровенной уголовщиной, ведь это насильственные действия. К сожалению, всегда существовала такая практика в отношении гомосексуалистов и лесбиянок. Многих из них подвергали насилию сексуального характера. Но чаще такое касалось в основном женщин – лесбиянок. Главной целью, которую преследовали нападавшие, являлась попытка "проучить" жертвы, чтобы направить их в русло "правильных" сексуальных отношений.

В какие приметы верят полицейские, пожарные и медики

Отвечает бывший сотрудник МВД Марат Н.

- Что вы думаете об этом случае?

- Я считаю, что когда трое взрослых мужчин, если их можно так называть после происшедшего, изнасиловали парня, то их сексуальная ориентация никаких сомнений вызывать не может. К тому же, тут им и вымогательство светит. Я думаю, на "зоне" таким не обрадуются, и место в тюремной иерархии им, скорее всего, дадут самое непрезентабельное. Ведь они его для себя своим же поступком четко определили. Кроме того, с большой долей вероятности могу предположить, что кто-то из этой компании мужеложцев ранее уже отбывал заключение в исправительном учреждении. Вообще то, что потерпевший решил вот так открыто рассказать о том, что с ним случилось, это с его стороны, конечно, смело. Особенно учитывая отношение большинства наших сограждан к подобным эксцессам. Остается надеяться, что подозреваемых в данном преступлении, если они виновны, накажут в соответствии с законом.

Наш третий эксперт, семейный психолог Динара Ахметова, согласна с вышесказанным:

- Исходя из полученной информации по данному случаю, это не печальная история из среды ЛГБТ-сообщества, а преступление двойственного характера. Задачей нападавших было отнять у потенциальной жертвы деньги. Затем они захотели поставить вымогательство "на поток", шантажируя потерпевшего видеороликом, на котором было изображено его изнасилование. Можно предположить, что кто-нибудь из подозреваемых сидел в тюрьме и насквозь пропитался уголовными "понятиями". Гомосексуальный подтекст здесь вторичен, а замысел и само преступление первично. В первую очередь можно говорить об уголовном преступлении, а уж какого окраса по своим пристрастиям в сексуальном смысле преступники и их жертва, в данном случае не столь важно. Важно то, что уголовные способы так называемого "наказания" своих жертв, у которых они нацелились вымогать деньги на постоянной основе, вошли в нашу обычную – не уголовную жизнь. То мы слышим об изнасиловании школьника более старшими школьниками с целью рэкета, то читаем в СМИ о подобном в среде студентов, а теперь сталкиваемся с преступлением в быту. Но способ физического воздействия на жертву, а после и психологическое давление на нее один и тот же – изнасилование.

 Не так давно, лет 15-20 лет назад, подобные преступления среди молодежи были крайне редки. Ведь того, кто совершил бы подобное над младшим ребенком, самого бы затравили сверстники. А сейчас это, увы, не единичный случай, и мы имеем уже тенденцию к совершению подобных преступлений. Ведь изнасилования в среде молодежи, в том числе и гомосексуального характера уже не кажутся чем-то невероятным. Нужно признать, что мы существенно упустили что-то в процессе воспитания молодежи, а теперь пожинаем горькие плоды в виде таких вот преступных посягательств.