Обычно салем делают только невестки, передаёт медиа-портал Сaravan.kz. Но на видео, которое широко обсуждали казахстанцы, две женщины вели под руки мужчину и заставляли его делать салем.
Диас Камериданов, автор блога о казахаской истории, нашел фотографию, на которой можно увидеть нечто похожее.
"Сам лично утверждать не могу, была ли такая традиция или нет. Возможно, какой то «пранк» или конкурс тойский.
Но я не встречал исторических упоминаний о подобной традиции. Однако есть фотография из «Туркестанского альбома», подписанная как «Смотрины жениха», 1870-1880 гг. Где на фото видно, как жених делает поклон трем женщинам", - прокомментировал он старинный снимок.
Объяснение зрелищу дала писательница Зира Наурзбаева. В частности, она сообщила:
Диас Камериданов сослался на старинное фото, на котором друг напротив друга стоят две группы людей: три взрослые женщины, вторая пара – двое мужчин, один из них низко кланяется женщинам. Очевидно, это была сценка свадебного обряда. Фотография входит в этнографическую часть «Туркестанского альбома». Альбом был создан в 1860-е годы по распоряжению К.П.фон Кауфмана (1818–1882 годы), первого генерал-губернатора российского Туркестана.
У этого старинного обычая, который сейчас забыли, есть свое научное объяснение.
В опубликованной в 1868 году работе Ибрая Алтынсарина «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства" приводятся интересные детали свадебного цикла казахов. Причем автор отмечает, что это уже в его время, середина XIX века, были исчезающие обряды, которых «смышленые ордынцы» стараются избежать. Во время «тайной» поездки жениха к невесте ұрын джигит должен был скрывать свое лицо от родственников невесты. «Жених, отправляясь к невесте, обязан одеваться как можно богаче, ехать на лучшей лошади... Шапки жених не может надеть на голову потому, что в ней лицо его бывает совершенно открыто, а порядок киргизской вежливости требует при таких случаях, чтобы лицо жениха оставалось полузакрытым; потому он должен вместо шапки надевать малахай, обшитый на этот раз галунами». Этот обшитый галунами малахай, закрывающий наполовину лицо, несколько напоминает платок, закрывающий лицо невесты во время приезда в аул жениха. Жених не показывает лицо родителям невесты, а при случайной встрече убегает.
«Версты за две (от аула невесты – З.Н.) ставится шатер, куда заблаговременно стекаются из окрестных аулов женщины, приглашенные для встречи жениха. При выходе женщин из шатра подъехавшие в это время туда же жених и его свита должны спешиться, и когда те подойдут к ним близко, жених, опустив руки, низко кланяется, что называется "тәжім". Потом ближайшая родственница невесты берет его за руку и вводит в сопровождении свиты в поставленный шатер...». В юрте жених кланяется каждой родственнице невесты.Каждая из них имеет право требовать поклона, и жених не имеет права присесть, пока ему не позволят. Обыкновенно женщины долго держат жениха на ногах и требуют поклонов, а за неисполнение этого всякая из них имеет полное право дать жениху пощечину или толчок, если и это не подействует, то рассорятся и разойдутся, что влечет за собой серьезную неприятность: например, тесть может прогнать жениха. Этот обряд описывается и в "Пути Абая" Мухтара Ауэзова.
В этнографическом словаре "Қазақтың этнографиялық категориялары" также описывается этот обряд "күйеу көру" - смотрины жениха. Жених приезжает в аул невесты в качестве жениха, выходят сестренки невесты, женгешки с вкусняшками, посмотреть на күйеу бала, а он им должен поклониться три раза так, чтобы рука коснулась ступней. Симметрично беташару.
Нашлась причина и тому, что жених прикрывал лицо.
"В этнографии объясняют, что нельзя показываться родителям невесты до завершения всех свадебных ритуалов. Ұят. Ведь он их дочь забирает. А в корне, конечно, противопоставление свои-чужие", - дополнила картину Зира.
В комментариях рассказали, что традиция смотрин жениха сохранилась до наших дней в некоторых регионах.