Они совершенно искренне завидуют нам: "У вас такие просторы, можно тренироваться в разных условиях - и пустыни и горы и высокогорные болота, и т.д. и т.п.", а наши казахстанские спортсмены тем временем "рвут шины" в Россию, покорять то, что когда-то давно носило название "дороги", а сейчас стало называться "направлением".
Команда "Номад" представляла Республику Казахстан в самой протяженной гонке на внедорожниках в мире. Гонка проходила по территории России, для которой шестнадцатитысячный маршрут не предел. Команда молодая, создана в 2007 году. В ее составе не только профессиональные спортсмены, но и любители.
Об участниках
О тех, кто выдержал двухнедельный бездорожный марафон. Тридцатиоднолетний Нурлан Абдуов, победитель прошлогоднего Ралли Silk Road, в джиперской категории Дакар КЗ. Нурлан является руководителем команды, и всегда настроен только на победу. Водитель.
Тридцатидвухлетний Даурен Арынов, который вместе с Нурланом был победителем Silk Road rally - Дакар КЗ 2007, и имеет за своими плечами опыт офф-роудных соревнований. В команде он выполняет роль капитана команды. Водитель.
Тридцатисемилетний Сергей Красюков, известный в среде спортсменов как "Карась", и имеющий за плечами 10 летний опыт профессионального гонщика. Сергей участник и организатор бесчисленного количества соревнований, в его послужном списке есть даже российская Ладога. Водитель.
Тридцатишестилетний Константин Орлов. Еще один профессионал. Победитель и призер многих трофи-рейдов, а также участник чемпионата мира в Марокко прошлого года. Штурман.
Двадцатидевятилетний Сергей Бодров, еще один победитель Дакар КЗ прошлого года. Штурман.
Тридцатишестилетний Чумин Дмитрий. Во время международных соревнований Silk Road rally - Дакар КЗ он проходил спецучастки на "Камазе". В команде "Номад" Дмитрий отвечает за техническое состояние джипов. Механик.
Одно из условий участия команды в этом марафоне было то, что в составе должна присутствовать минимум - одна, максимум - шесть женщин. В "Номаде" вместе с мужчинами всю трассу прошла двадцативосьмилетняя Оксана Полищук, которая является "по совместительству" женой "Карася". Оксана в спорте уже 2 года, не только участник и призер трофи рейда "Кочевник - 2007", но еще и организатор всех соревнований внедорожного клуба "Silk Road KZ". Водитель.
"Номад" - "Кочевник"
Многие журналисты говорили, что название "Номад" можно встретить везде - и супермаркеты так называют, и ночные клубы, и даже детские сады, и что для многих и людей, и брендов оно утеряло свой истинный смысл… Но только не для наших спортсменов.
23 февраля в Мурманске стартовала "Экспедиция - Трофи 2008". А закончилась она 8-го марта во Владивостоке. Сложнейший маршрут проходил по Кольскому полуострову, пересекал Северную и Центральную Россию, затем Поволжье, Урал, Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток.
Команды по толстому льду пересекли озеро Байкал с юга на север и продолжали выполнять задания, двигаясь вдоль Байкало-Амурской магистрали. Нужно отдать должное организаторам, какой титанический труд они проделали, разрабатывая этот маршрут. Им есть чем гордиться - гонка, поистине, уникальная. Единственная в мире, в которой по расчетам организаторов машины должны потратить свыше двух тонн бензина.
С команд, которые не были представлены спонсорами, не взимался стартовый взнос. "Номад" была в числе таких команд. На пресс-конференции ее руководитель сообщил, что они сами несут все расходы по содержанию команды.
Всего было заявлено 33 команды, названия которых весьма звучны и оригинальны.
Отличительной особенностью гонки был не только супер-длинный маршрут, но и особые задания на спецучастках для каждой команды. То есть, не просто сбор точек при помощи прибора GPS, а задания на логику и смекалку. В то время как многие команды на трофи-рейдах привыкли выигрывать за счет скорости…
Все машины шли по две - только командой, участие одной машины не допускалось, и если что-то ломалось у одной из машин, вторая автоматически снималась с соревнований.
Две машины должны были идти круглые сутки - это была еще одна сложность данной экспедиции. Практически никаких остановок, долгого отдыха. Все время маршруты- маршруты - маршруты.
Джипы с флагом Казахстана
Две черные Toyota Land Cruiser 100 GX, с голубым флагом на крыше прошли все испытания. Весьма необычно смотрелись наши казахстанские номера в заснеженном Мурманске. Машины пережили основательную подготовку - переделана подвеска, усилены пружины и амортизаторы, добавлены бензобаки. При этом мощность осталась прежней. В салоне добавились приборы навигации, спутниковой связи и стационарные радиостанции. Переоборудование 1 джипа обошлось в полтора миллиона тенге.
Старт
На жеребьевке "номадовцы" получили бортовые номера 2 и 12 и стартовали 23 февраля в 9 утра от маяка "Белокаменный". На первом этапе командам требовалось собрать 8 подсказок, при помощи которых спортсмены должны были найти точку финиша. Командам вручили запечатанные конверты, в которых они обнаружили GPS-координаты спецучастка. На финише каждого отрезка организаторы фиксировали время машин и давали одну из 8 подсказок.
Гонка проходила по заснеженным сопкам и заметенным дорогам, приходилось также преодолевать водные преграды. На третьем СУ команда пересекла Полярный круг и отправилась к песчаному карьеру. Этап длиной 2100 км и финишировать машины должны были в районе Архангельска.
Второй этап
Он был самым протяженным, почти 8000 километров. Во время выполнения сложных заданий, наши ребята поняли, что финиш случится в районе Байкала. Максимальное количество точек - 44, командам нужно собрать как можно большее их количество и не опоздать на финиш 2 марта.
Первого марта был настоящий снежный буран и многие команды помогали друг другу, вытаскивая машины из кюветов и заносов. Начались первые сходы команд и экстренный ремонт практически на ходу.
Из интересных моментов этого этапа следует отметить, что "номадовцы" идут по великому "боевому пути" знаменитого комбинатора Остапа Бендера, фотографируют нужные точки с мест его пребывания. В частности, команда посетила городок с интересным названием Козьмодемьянск. Что интересно - точки носят название "Точки культурной навигации", слово "культура" не случайно - команды посещали многие исторические и природные памятники. Например, в Екатеринбурге точка у нашей команды была в Кунгурской ледяной пещере. А под Йошкар-Олой задание состояло в том, чтобы найти кукарских каменных львов.
До финиша последнего этапа дошли только 7 команд. Наши были четвертыми. Но в финишном протоколе они вторые с двадцатью собранными точками. "2 - "Номад" - 20 ТКН, гандикап 0:30".
Третий этап
Этап сложный. Маршрут - Усть-Баргузин - Северобайкальск. Старт был дан в 8 утра, команды стартовали колонной по льду озера Байкал, возглавляемые машиной ледовых комиссаров. Замыкали колонну 2 машины технической поддержки тех же организаторов. Машины организаторов были ярко-оранжевого цвета. Колонна двигалась по прозрачному льду, который порой потрескивал под колесами тяжелых внедорожников. Машины двигались со средней скоростью 100-120 км в час. Напомним, что Байкал является самым глубоководным пресным озером в мире.
Количество собранных командами точек будет сказываться на преимуществах на финишном этапе. Из Северобайкальска команды взяли курс на Хабаровск. На этом этапе было много заданий на логику и смекалку, точку финиша нужно было определить самостоятельно, исходя из 7 предложенных вариантов. Часть этапа проходила вдоль Байкало-Амурской магистрали.
Финиш
7 марта стартовал последний этап в этой многокилометровой гонке за главным призом соревнований - 10-ю килограммами золота. Стартовали команды из Хабаровска, до которого добрались лишь 9 из 33 заявленных на старте экспедиции.
Финишировать предстояло во Владивостоке. Оксана Полищук в день 8 марта должна была водрузить флаг "Экспедиции" на самую высокую точку маяка во Владивостоке.
Наши "Кочевники" показались себя весьма неплохо, были решительно настроены по победу, и стартовали в числе трех команд, получивших приоритетные условия в 22.30 по хабаровскому времени. Остальные увидели стартовый флаг лишь 3,5 часа спустя. Гонщиков ждали 9 спецучастков и точки культурной навигации.
Наша команда, которая дебютировала в этих соревнованиях свою программу минимум выполнила - ребята добрались до Владивостока! И почти вся команда сегодня вернулась в Алма-Ату, только Сергей Красиюков и Дайрен Арынов еще находятся вместе с машинами в Хабаровске.