Особенно с учетом требований реальной экономики, которая все более интегрируется с мировой, приобретая новые черты и предъявляя все более придирчивые требования к знаниям и умениям специалистов.
Выход из этой ситуации так же стар, как и сама человеческая цивилизация. Еще древние греки учились у египтян и вавилонян арифметике и астрономии.
Сегодня тысячи молодых казахстанцев обучаются в зарубежных вузах Европы и Америки и это, как справедливо считает руководство страны - самый важный "фундамент" устойчивого развития Казахстана в будущем.
Но колледжей, вузов и академий во всем мире - тысячи. Как правильно выбрать нужный, именно тот, где получишь знания и профессиональную квалификацию?
Об этой проблеме выбора задумывается каждый молодой человек (и его родители, разумеется), который решит учиться за границей.
Выбор имеет множество аспектов, главными из которых являются стоимость обучения, его качество и, не в последнюю очередь - престижность.
Проще всего ориентироваться по мировой известности того или иного вуза. Есть достаточно объективные мировые рейтинги учебных заведений.
Они публикуются ежегодно. И, как правило, во всех них лидируют американские вузы.
Среди списка 50 лучших университетов мира 35-37 составляют университеты США. Конечно, связано это прежде всего с тем, что страна имеет чрезвычайно сильную систему высшего образования, которая, к тому же, получает огромную финансовую поддержку. Ежегодно на каждого студента американское правительство выделяет в среднем 20 тысяч долларов, 2,3% ВВП страны расходуется на образование.
В этот же список лучших вузов входят несколько английских университетов - Оксфорд, например, несколько других европейских вузов, два-три вуза Китая и Японии и один - два вуза из Латинской Америки.
Как и всякий рейтинг, подобную классификацию можно оспорить, однако нельзя отрицать, что в основе его критериев лежат и объективные факторы.
Так или иначе, но по всем оценкам американские и английские вузы доминируют среди всех других по качеству образования. Именно британцы и американцы ввели в нашу жизнь систему международного образования, но они же, как и следовало ожидать, коммерциализировали эту сферу и сделали ее открытой для людей из разных стран.
Сегодня нет проблем получить образование в любом вузе на планете, были бы желание и, конечно, финансовые возможности.
Но не только США и Англия сегодня предоставляют хорошие образовательные услуги. Очень хороший уровень образования дают учебные заведения Ирландии, Канады, Австралии.
Канадские университеты Мак Гилл, Квинсли, ирландский Тринити-колледж не уступают по качеству обучения своим американским и британским коллегам. Традиции основательного академического британского образования живы по сей день в их стенах.
Существует еще много "мифов" о зарубежном образовании. Например, о том, что оно доступно только очень богатым людям, что там трудно учиться. Конечно, требования, предъявляемые к студентам вузов, известным во всем мире, достаточно высоки. Однако они отнюдь не превосходят человеческие возможности - каждый усердный и старательный студент вполне способен осилить программу обучения и благополучно защитить диплом.
Что касается платы за обучение, то в некоторых, самых престижных и известных вузах, действительно, достаточно высока. Но, во-первых, в мире сегодня есть очень много программ финансирования высшего образования - гранты, различные стипендии и кредиты, обучение под гарантию компании и пр.
Во-вторых, такого же уровня образование можно получить гораздо дешевле, в другом вузе, например Ирландии, Новой Зеландии или Шотландии.
Сегодня возможность проводить прямое поступление в известные вузы этих стран появилась у казахстанцев, имеющих дипломы казахстанских школ или вузов и в достаточной степени владеющих английским языком.
Для молодых казахстанцев проблема обучения за рубежом облегчается тем, что в стране существует специальная государственная программа "Болашак", которая позволяет учиться в любом вузе мира за государственный счет.
Естественно, с последующей "отработкой" после окончания учебы нескольких лет в Казахстане.
В преддверии нового года прошел слет "болашаковцев" страны, который подтвердил, что эта программа успешно действует и ежегодное количество отечественных "школяров" в западных вузах достигает уже внушительной цифры в 2 тысячи человек.
- Я очень счастлив, что мне удалось поступить и учиться в Абердинском университете - рассказывает стипендиат "Болашака" Анвар Каримов. - Он был образован еще в 1858 году, когда объединились два старейших колледжа - Королевский и Marishall College, первый из которых образовался еще в 15 веке. Абердин сегодня по праву считается нефтяной "столицей" страны.
Сегодня в Абердинском университете учатся почти 11 тысяч студентов, а учебных программ, дипломных и последипломных, в университете около 400.
Один только факультет техники, где я учусь, предлагает 27 программ, после которых можно получить магистерскую или докторскую степени.
Университет имеет значительные достижения в области глубоководных исследований Мирового океана, в разработке глубоководного оборудования, оснащенного новейшими роботосистемами и другими техническими устройствами, жизненно необходимыми при разведке и добыче ископаемых на прибрежном шельфе. Именно поэтому я сейчас прохожу обучение на этом факультете. С учетом перспектив разработки нефтяных запасов каспийского шельфа в Казахстане, специалисты такого профиля могут быть востребованы в самое ближайшее время.
В Рейнско-Вестфальской высшей технической школе Аахена (Германия) учится Елена Самохина. Молодая казахстанка закончила школу с золотой медалью и проучилась один курс в казахстанском техническом вузе.
- Я выбрала RWTH Aachen сознательно, потому что в школе я учила немецкий язык, а в последние два года усиленно им занималась. Так что владею им хорошо.
Второе обстоятельство - это то, что в этом вузе, как и вообще во всех вузах Германии, обучение бесплатное. Это немаловажно, так как моя семья не принадлежит к классу богатых. Папа - инженер, мама - врач. Но мы на семейном совете решили, что я должна закончить западный вуз и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. Поэтому родители взяли в банке кредит на мое обучение, заложив свою квартиру.
Обучение в RWTH Aachen весьма интенсивное, расслабляться некогда. Сейчас я уже на этапе специализации, выбрала информационную и коммуникационную технику. Через год защита диплома. Так как я не брала государственный грант на обучение, мне не обязательно возвращаться домой для отработки, но я хотела бы работать в казахстанской фирме, ближе к родителям. И такие предварительные предложения уже есть.
Быт студентов в Аахене достаточно налаженный, хотя в общежитиях тесно - ведь в RWTH Aachen учатся до 30 тысяч студентов, почти треть из которых - иностранцы. Питание в столовой обходится недорого - 12-15 евро в день. Можно подрабатывать на выставках, ярмарках, в маркетинговых исследованиях, ставка в среднем 10-12 евро в час. Но я все время посвящаю учебе, хочу закончить вуз с наивысшими баллами. Тогда у меня появится возможность выбора хорошей работы - в Аахен ежегодно съезжаются "купцы" из разных фирм для отбора лучших выпускников. Одна моя старшая подруга, которая также училась в RWTH Aachen, девочка из Москвы, так получила предложение от одной известной голландской фирмы. Сегодня, спустя два года, она - начальник отдала, зарабатывает до 200 тысяч евро в год. Диплом нашего вуза весьма ценится не только в Европе, но и в США, в фирмах, работающих в странах СНГ. Словом, я очень оптимистично настроена относительно своей будущей работы. Надо только хорошо учиться.
Сегодня образовательный рынок в Казахстане стремительно развивается, - считает директор компании "Международный Координационный центр", Жазира Дуйсенбекова. Эта организация помогает организовать языковое и профессиональное обучение в любом вузе мира. Обучение за рубежом приближает нашу экономику к мировому уровню несравненно быстрее, чем необходимая, но медленная перестройка отечественного высшего образования. Хорошо это или плохо - здесь мнения могут быть различными, но это факт, с которым нельзя не считаться.