Методика расчета цены пробок проста. В потери включаются стоимость рабочего времени, проводимого человеком в пробках, цена бензина, сжигаемого автомобилем, эксплуатационные расходы на сам автомобиль.
По данным сервиса “Яндекс.Пробки”, средняя скорость автомобиля в Алматы – 15 километров в час. В часы пик она снижается до 10 километров. При средней поездке в 10 километров автомобиль будет простаивать в пробках примерно 1 час в сутки.
Если принять за исходные данные, что в Алматы постоянно находится более 600 тысяч автомобилей, можно уверенно сказать, что в пробках из них стоит минимум половина. Средний автомобиль с объемом двигателя 2 литра в городском режиме пробки тратит примерно один лишний литр бензина в сутки. Значит, прямые потери на топливе составляют 112 тенге ежедневно. 300 тысяч автомобилей сожгут уже 300 тысяч литров – на 33,6 миллиона тенге. Или на 8,5 миллиарда тенге в год.
Есть и менее очевидные расходы. Автолюбителям известно, что обычная машина рассчитана примерно на 10 лет нормальной эксплуатации. То есть за год новая машина в среднем теряет 10 процентов своей цены: если “в масле” она стоила 20 тысяч долларов, то через год – уже 18 тысяч. Если принять, что каждый автомобилист проводит в пробках минимум 1 час в день, то час такого простоя будет стоить ему 60–70 тенге.
Кроме того, надо учитывать стоимость ДТП. В заторе водитель вынужден ползти гуськом, передвигая машину вперед рывками на метр-полтора. Такие маневры чреваты мелкими авариями, материальный ущерб от которых бывает довольно существенным.
Следующий показатель – это наше время. Оно тоже имеет свою цену. Обычно она равна нашей заработной плате. В прошлом году средняя заработная плата в Алматы была 135 тысяч тенге. Простаивание – в автобусе или в машине – 1 лишний час означает, что пробка крадет у каждого из нас примерно 700 тенге каждый день. Будь у нас выбор, мы могли бы потратить это время на свой отдых, общение с близкими, саморазвитие.
В год мы стоим в пробках 250 часов, или больше 10 суток. Прямые потери каждого человека – 178 тысяч тенге.
Официально в Алматы проживает 1,4 миллиона человек. Две трети из них ежедневно совершают поездки на работу, учебу и обратно – на автобусах, на своих машинах, на такси. Все вместе мы теряем уже 90 миллиардов тенге. Или больше полумиллиарда долларов.
Вернемся к автомобилям. Во время заторов практически никто из водителей двигатели своих автомашин не выключает. Как известно, при сжигании топлива образуется углекислый газ. В год таких выбросов образуется минимум 90 тысяч тонн только углекислого газа – а ведь этих выбросов могло и не быть. А еще при сжигании автомобильного топлива образуются водород, перекисные соединения, сажа, оксиды азота и серы, соединения свинца и других тяжелых металлов. Всем этим мы постоянно дышим.
Поэтому городские жители страдают аллергией, многие болеют астмой, хроническим бронхитом.
По данным акимата Алматы, в год в атмосферу города выбрасывается примерно 230 тысяч тонн вредных веществ. Наибольший удельный вес в объеме выбросов в атмосферу приходится именно на автотранспорт – 190 тысяч тонн, или 80 процентов от всего объема. Получается, половину от этого объема составляют выбросы, образовавшиеся только из-за пробок. И если ликвидировать пробки, то и дышать в нашем городе будет значительно легче.
Сравнение полученных цифр вообще повергает в шок. В феврале аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ сообщил, что валовой региональный продукт (ВРП) Алматы в 2012 году составил 5,3 триллиона тенге. Столько произвел город товаров и услуг за год. Аким особо подчеркнул, что в пересчете на душу населения ВРП составил 23 тысячи долларов США. А это уже уровень некоторых европейских стран.
Между тем общая сумма потерь от пробок в Алматы составляет больше 100 миллиардов тенге. Или 2 процента от ВРП.
В 2012 году бюджет Алматы составил 301 миллиард тенге. Только в три раза больше, чем объем потерь от автомобильных пробок. В это же время на строительство дорог было выделено только 59 миллиардов тенге. Для мегаполиса – мизерная сумма.
На самом деле все эти потери тоже не полные. Мы не учитывали выгоды экономики от хороших дорог. В экономике транспорта есть такое утверждение: увеличение скорости транспорта на 10 километров в час дает полпроцента к ВВП страны. Это утверждение можно применить и к Алматы. Если увеличить скорость с 10 километров в час сегодня до хотя бы 30, завтра можно получить один дополнительный процент в ВРП города.
Акимат Алматы борется в своих отчетах за каждый процент роста экономики. И это преподносится нам как заслуга отцов города. Но, оказывается, мы теряем деньги там, где могли бы их получать. Деньги в буквальном смысле лежат на дороге! Но их никто не поднимает, потому что беречь копейку в кармане налогоплательщиков невыгодно.
Алматы входит в список 200 городов, которые способны влиять на развитие мира в глобальном масштабе. Влияние города на экономику Казахстана вообще трудно оценить. Через Алматы проходит половина всего импорта страны, большая часть экспорта. Здесь расположены все банки, большая часть СМИ, большое количество вузов и НИИ. Так что малых проблем, на которые не стоит обращать внимания, здесь нет. И полчаса-час, проведенные в пробке, оказывается, могут сказаться на благополучии обычного человека по всей стране.
Статистика показывает, что каждый год автопарк Алматы увеличивается на 40–60 тысяч автомобилей. Через 3–4 года число автомобилей в городе может вырасти настолько, что мы будем находиться в пробках уже не один, а два-три часа. Столько уже тратят впустую жители крупнейших городов мира. Тогда потери экономики будут значительно больше. Например, уже сейчас жители Москвы стоят в пробках по 4 часа в сутки. А потери экономики города составляют 5–6 процентов от ВРП.
Готовы ли мы терять такие деньги? Или уже сегодня надо принять меры для их экономии?