Антитабачные организации и откровенно вымогающие деньги блогеры используют множество популистских, но очень эффективных с точки зрения влияния на мнение общественности заявлений: якобы эти продукты одинаковые, поскольку там содержится табак, никотин.
Сегодня любой представитель власти, сотрудник министерства или общественной организации, и даже ученый, а уж тем более компания-производитель, которые высказывают другое мнение, мгновенно становятся лоббистом транснациональных табачных компаний ("Филип Моррис", "Джей Ти Ай", "Бритиш Американ Тобакко", "Империал Тобакко"), которые хотят погубить здоровье населения.
Тут же публикуются статьи с заголовками "У кого из депутатов нос в табаке?", а блогеры начинают раскручивать эту тему в социальных сетях.
С точки зрения коммуникаций используется простой метод – нужно просто посеять страх высказывать мнение, если оно отличается от мнения Джамили САДЫКОВОЙ.
Однако в нашем издании мы не воспринимаем всерьез популистские заявления, а руководствуемся здравым смыслом и научными выводами. Давайте разбираться, в чем дело.
В начале 2018 года министерство здравоохранения Республики Казахстан предложило Евразийской экономической комиссии провести независимую (финансируемую за счет бюджета стран – членов союза, а не табачных компаний или антитабачных организаций) научно-исследовательскую работу по новой никотиносодержащей продукции, изучить международный опыт и выработать рекомендации для регулирования такой продукции в рамках союза. На наш взгляд, предложение очень здравое, поскольку продукты новые, и наши казахстанские медики попросили ученых разобраться. Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий (ВНИИТТИ) провел такую работу, которая состояла из двух этапов: теоретической и практической (лабораторной), она полностью опубликована на сайте ЕЭК.
Ученые определили, что принцип потребления никотиносодержащей продукции (изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости, комбинированные изделия, в которых есть и табак, и жидкость, и т. д.) основан на нагреве жидкости или табака без его горения и получения аэрозоля, а не дыма.
Общие признаки для такой продукции весьма простые: они все содержат никотин, процесса горения нет, следовательно, нет табачного дыма, и их практически всегда используют с устройством для нагревания.
Хотя справедливости ради нужно сказать, что недавно на рынке появился новый никотиновый (без табака) снюс "LYFT", который используется без устройства.
То есть табачная индустрия развивается так быстро, что регуляторы за ней не успевают. Названный выше институт указал, что новые никотиносодержашие изделия не могут быть отнесены к табачным изделиям, исходя из определений, изложенных через призму способов потребления, принятых в союзном законодательстве, в казахстанском законодательстве и даже в главном документе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, – который Казахстан ратифицировал. Но Джамиля Садыкова отличается избирательностью, она выборочно использует документы, в ее правилах вырывать из контекста и тем самым вводить в заблуждение представителей власти, что может привести к нарушению международных обязательств страны – не ей ведь отвечать.
Когда главный антитабачник страны говорит, что Рамочная конвенция ВОЗ, которая имеет приоритет над законодательством страны ("это сказано в Конституции!"), писалась 16 лет назад и поэтому Казахстан должен пойти дальше и проигнорировать термины, которые придумали и приняли все медики мира, а затем эти же термины ратифицировали парламенты более 100 стран мира, то есть признали, что они выше, чем определения, принятые в национальных законах, это вызывает крайнее удивление.
Она постоянно приводит в пример Соединенные Штаты Америки, забывая упомянуть такой важный факт, что США Рамочную конвенцию не ратифицировали, то есть они ее не применяют вообще, у них совсем другая законодательная система и соответственно другие термины, определения и т. д.
Затем Краснодарский институт закупил все виды новой никотиносодержащей продукции и провел лабораторные исследования каждого вида продукции (IQOS, Glo, LUXLITE, Von Erl, iKuu, i200), которые продаются не только в Казахстане, но и в остальных странах союза. По результатам анализа ВНИИТТИ, сделано заключение, что содержание вредных веществ в аэрозоле новой продукции существенно (до 90 процентов) ниже, чем в обычных сигаретах. Другими словами, новые продукты содержат до 90 процентов меньше токсинов, чем обычные сигареты. То есть если курильщик, который не может бросить курить обычные сигареты, перейдет на новые продукты, он будет получать на 90 процентов меньше вредных веществ. Что в этом плохого, это ведь мечта любого разумного медика, который понимает, что даже если приклеить на пачку "страшилку" и запретить курить везде, два миллиона курильщиков в стране курить не бросят. А тут появляются новые продукты, которые проверили ученые и говорят: да, не безвредно, но существенно менее вредно (снижение вредных токсинов на 50 процентов – это половина вреда, а до 95 процентов – это весьма существенно). Есть такая поговорка: "На воре и шапка горит". Получается, что Джамиля Садыкова и ее соратники, которые декларируют, что их основная задача – это забота о здоровье населения, просто лоббируют интересы производителей традиционных сигарет, а на здоровье населения они чихать хотели?
Далее профессиональные юристы, министерство торговли и интеграции Казахстана, министерство юстиции Казахстана, Евразийская экономическая комиссия, Национальная палата "Атамекен" указывают, что, согласно договору ЕАЭС, государства – члены союза не могут устанавливать в своем законодательстве обязательные требования в отношении продукции, не включенной в Единый перечень ЕАЭС. Эта договоренность между странами в союзе достигнута для того, чтобы в рамках союза обеспечивалось свободное движение товаров. Сегодня на евразийской площадке завершается работа по включению этой новой никотиносодержащей продукции в Единый перечень, то есть минздравы и технические регуляторы пяти стран тщательно и досконально изучают научные данные, готовят изменения в Единый перечень, пытаясь согласовать друг с другом правильные формулировки названия новой категории продукции, стараясь выработать идентификационные признаки, по которым эту продукцию можно будет отличать от другой, определив показатели безопасности, которые необходимо измерять стандартизированными методами в аккредитованных лабораториях для защиты потребителей от некачественной продукции и обеспечения добросовестной конкуренции и для последующего принятия союзного технического регламента.
Обращаем внимание, что Казахстан, подписав и ратифицировав договор ЕАЭС, принял на себя обязательства регулировать новые товары только после их включения в Единый перечень, поскольку ЕАЭС – это экономический союз, который обеспечивает свободное движение товаров внутри союза. Вместе с тем уже есть пример, когда Республика Беларусь внесла изменения в свой национальный закон в отношении новых никотиносодержащих продуктов, и теперь российской стороной направлено заявление в Евразийскую комиссию с просьбой признать это барьером в торговле. Почему Джамиля Садыкова и поддерживающие ее блогеры умалчивают об этом, тоже ясно, ведь их задача - сделать так, чтобы новые, менее вредные продукты запретили или хотя бы приравняли к сигаретам. А население при этом продолжало бы курить обычные сигареты, тогда такие, как она, будут и дальше безбедно существовать на зарубежные гранты.
Отдельного внимания заслуживает IQOS, который продает "Филип Моррис". Этот товар пользуется спросом по всему миру, и, по информации производителя, сегодня более 12 миллионов человек бросили курить обычные сигареты и полностью переключились на IQOS.
Это понятно, поскольку IQOS – продукт, который придумали ученые, и это единственный новый продукт в мире, который авторизован американским FDA. В отличие от популистских заявлений Джамили Садыковой американский FDA нанимал восемь независимых лабораторий и в течение двух лет изучал IQOS. После тщательного научного анализа агентство определило уместным авторизацию данных продуктов для рынка США. Решение принято с целью защиты здоровья общества, поскольку среди ряда ключевых факторов продукт выделяет меньшее количество некоторых токсинов по сравнению с обычными сигаретами.
– Несмотря на то что авторизация новых продуктов не означает их безопасности, процесс проверки удостоверяет, что реализация продукции подходит для защиты здоровья населения, принимая во внимание риски и выгоды для населения в целом, – сказал Митч ЗЕЛЛЕР, доктор юриспруденции, директор Центра FDA по табачным продуктам.
Оскар Уайльд сказал, что общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль. Мы убеждены, что в Казахстане в отношении новых продуктов мысль не дремлет, именно по инициативе казахстанского минздрава началась работа по никотиносодержащим продуктам на евразийской площадке, и ее активно воплощают в жизнь чиновники пяти стран. Мы уверены, что новые никотиносодержащие продукты нужно срочно регулировать, но делать это нужно не популистскими заявлениями, угрозами и обвинениями в лоббизме, а в рамках закона и международных обязательств страны, чтобы не случилось повторения американской ситуации, когда использование электронных сигарет с жидкостями, которые потребители самостоятельно разбавляли марихуаной и витамином Е, приводило к летальным исходам, и принятием технического регламента, который установит жесткие требования, включая измеримые нормируемые показатели безопасности продукции, которые будут контролироваться государством.
Муса САТАЕВ, Алматы