Но в народных традициях тоже ведь есть своя логика. В чем их суть и различия? – На вопросы “Караван. Здоровье” отвечает заведующий подстанцией № 5 Службы скорой медицинской помощи г. Алматы, врач-педиатр Нуржан ЖАКЕШБАЕВ.
Сегодня многие старинные традиции забыты. Между тем у казахов много исторически сложившихся наблюдений, которые несут реальную пользу людям. Вот со смехом кто-то рассказывал, как в их селе подыскивали токал одному особо активному аксакалу. Тот по каким-то причинам стал вдовцом и мечтал о новой молодой пассии. Так сваты проводили замеры глубины промоины в грунте (в песке или земле), где он помочился! Если от струи оставалась глубокая ямка, говорили: “Да, нашему дедушке нужна токал!”. Реально это означало, что предстательная железа и другие мужские органы кандидата в мужья в полном порядке, и он еще в состоянии иметь здоровое потомство.
– Да. В народе существует много примет по поводу определения состояния здоровья человека, – говорит доктор Жакешбаев. – Но сегодня я хотел бы поговорить о традиции правильного здорового ухода за младенцем при помощи казахской детской колыбели – бесік, которую многие люди используют и поныне.
Одно время я совмещал службу в скорой с работой в Республиканском центре здорового образа жизни (ЗОЖ). Случилось так, что одна из наших сотрудниц, женщина-профессор, просила рассказать меня про манеру использования бесіка.
Я расписал, какие есть требования, как обязательно туда укладывать ребенка с правой стороны, как закреплять двумя поясами, как держать закрытым и открывать в нужный момент полог колыбели и следить за правильным развитием малыша.
К сожалению, оказалось, что профессор интересовалась всем этим, чтобы найти обоснования – насколько это противоречит канонам современной медицины. А также, чтобы выступить перед иностранцами на каком-то семинаре. Тогда я ей возразил: “Если бы эта традиция была недостаточна хороша, как вы ее себе представляете, то наверняка давно была бы забыта и даже не дошла бы до нас через века! Вы просто не представляете себе всю пользу от бесіка. Миллионы людей разных национальностей прошли через него и живут, растят своих детей.
На мой взгляд, это подобно тому, как прежде некоторые люди считали жилище кочевников, юрту, чем-то устаревшим и примитивным. Между тем ее конструкция давно признана совершенным изобретением кочевой цивилизации. Да, это не дворец, но экологичное жилье, удобное даже и для оседлого образа жизни, не говоря о том, как она спасала людей в прошлом.
Конструкция бесіка совершенна
– Мне кажется, в бесіке очень важна его конструкция отвода продуктов жизнедеятельности малыша, – поясняет Жакешбаев. – Дело в том, что на дне казахской колыбели есть отверстие размером с горлышко обычной банки диаметром 6–8 сантиметров, для экологичного выведения кала и мочи. Это сейчас все привыкли надевать на детей памперсы и постоянно спорить о пользе и вреде их применения: то из-за памперсов у ребенка опрелости, то они мешают нормальному развитию половых органов мальчиков.
Еще хуже действие памперсов на половые органы маленьких девочек – не углядели, и памперс с отходами породил воспаления на гениталиях малышки.
– От всех подобных явлений спасает бесік, – считает Жакешбаев. – К его дну, расположенному на высоте 20–25 сантиметров от пола, крепится своеобразный горшок – түбек. Обнаженными ягодицами ребенка прикладывают к отверстию в кроватке. А к мочеиспускательным органам хоть мальчика, хоть девочки между ножками приспосабливают трубочку, сделанную из предплечной бараньей кости – кәріжілік. Сбоку в ней проделано отверстие, которое прикладывают к половым органам малыша. Трубочка отшлифована так, что не доставляет ребенку никакого дискомфорта, ни раздражения, ни сдавливания. Никаких острых краев. И всё идеально подходит как для девочек, так и для мальчиков. Сейчас такие приспособления производят из пластмассы, но это не лучший вариант. А вот из кости – то, что надо. Например, писюн мальчика – маленький, так его прямо туда и вставляют. Подобным образом приспосабливают и девочкам-малышкам. Если увидите своими глазами, поймете, насколько эта конструкция удобна. А на нижней стороне трубочки есть отверстие для слива. И всё, что выводится из организма, идеально попадает в эту баночку, түбек.
Потом люди еще волнуются: “Ой, ребенок там в бесіке привязанный, никакой свободы развития!”. Ничего подобного. Нет такого, чтобы все 24 часа в сутки он постоянно лежал там привязанным. Вот как сейчас с памперсами происходит? Оттягивают резинку и смотрят, не запачкался ли малыш. И то не всегда поймут. А бесік – осмотрел снизу, банка же прозрачная, сразу видно, есть ли результат в горшке.
Если просто пописал, ничего страшного. А если справил большую нужду, вынимаем малыша, подмываем, играем с ним, делаем массаж, растяжки, как учил доктор, и снова укладываем.
А без этого массажа, даже если не пользоваться бесиком, ребенку будет нехорошо. Поэтому массажи и растяжки на ноги, руки, шею, делали всегда. Потом клали на животик и массировали спинку.
Еще есть в этой колыбели дуга и поперечники, куда привязывают пояса крепления, а также качалка. А сверху бесік укрывают тканью. Первый слой – тюль от комаров и мух, потом обычно красный панбархат. И еще есть такой обычай прикреплять в качестве оберега перья совы – үкі. Ими у казахов украшают только три вещи: саукеле – свадебный головной убор невесты, домбру и колыбель ребенка, на счастье. И младенец лежит там, если заплачет, его покачают, споют колыбельную, и он спит. У казахов образно говорят: “Ана бір қолымен бесікті тербетсе, екінші қолымен әлемді тербетеді” – “Одной рукой мать качает колыбель ребенка, другой – качает весь мир”.
Безопасность – на первом месте
– Некоторые люди думают, раз ребенок в этой колыбели привязан, якобы это нарушение его прав, некая пытка. Преподносят, будто он привязан к доске, и ему там нечем дышать. И та профессор пыталась отучить казахских женщин от укладывания детей в бесік и преподносила казахскую традицию не в лучшем свете. Я не выдержал и говорю: “Мы все проходили в медицинском университете анатомические и физиологические особенности детей. Я помню, на 2-м курсе наш профессор демонстрировал опыт по физиологии. В специальный сосуд помещались только что вылупившийся птенец воробья и маленькая крыса. И при откачивании определенных порций воздуха из этого сосуда мы наблюдали, как крысенок начинал сначала бегать по этому пространству, а потом терял сознание от кислородного голодания. В это же время птенец воробья продолжал спокойно сидеть там же, ничего не замечая. То есть ввиду его маленького размера и небольшого потребления воздуха, низкий уровень кислорода его никак не беспокоил.
Также и маленьким детям для нормальной жизнедеятельности требуется не такой большой объем воздуха, как взрослым.
И то, что ребенок в бесіке прикрыт от внешних воздействий бархатом, ему не мешает спокойно там спать. Воздуха внутри колыбели ему вполне хватает.
Наши предки знали и эту особенность малышей. И потом, ребенок же не всегда укрыт там. Периодически полог открывают, а когда нет мух и комаров, снимают и тюль.
– Вот, бывают на скорой такие случаи, – рассказывает доктор Жакешбаев, – молодые родители где-то погуляли, вернулись домой под утро уставшие.
В 12 часов дня просыпаются, а ребенок уже не дышит, мертвый. Они в шоке – отчего? Почему?.. – Да потому, что взяли ребенка к себе в постель, мама дала ему грудь в рот, а сама уснула и придавила его. Что называется, заспала. Нос и рот двухмесячного младенца очень маленькие относительно груди матери, он и задохнулся. А если бы положила его в бесік, то там его никак не придавишь. Колыбель безопасна, и ребенок в ней защищен от того, если что-то посыплется сверху или упадет. Даже когда наши предки кочевали, младенца укладывали в такую колыбель и привязывали к верблюду. Были такие приспособления, на которые можно было подвесить эту люльку. И они спокойно кочевали.
А то, что он там привязанный, опять-таки, анатомические и физиологические особенности таковы, что дети очень гибкие. И для них это не создает неудобств и не нарушает кровоснабжения. Пояса привязывают лишь для того, чтобы не торчали руки, он не сгибал коленки и чтобы не выпал оттуда.
– Как часто делают массаж и растяжки малышу?
– 2–3 раза в день. И, естественно, до 40 дней каждый день купают. Раньше купали в жестяном тазике. Кто побогаче – в серебряных или латунных сосудах. Потом в 90-е годы люди распродали все эти артефакты. И теперь все купают в пластиковых корытцах.
– А как мыли в холодное время года?
– Протирали слабым солевым раствором. Но всё это делали же в юрте. И зимой, когда моют малыша, никто же не будет двери открывать настежь. А на двери еще коврики вывешивали снаружи и изнутри. Получалось подобие воздушной подушки.
– На ваш взгляд педиатра, окончившего такой солидный вуз, как Национальный медицинский университет им. С. Ж. Асфендиярова, что вы считаете в целом более здоровым для младенцев – быть одетыми в памперсы или расти в бесіке?
– Здоровее ребенку лежать в бесіке. Потому, что там всё естественное. А насчет памперсов не зря люди спорят, что в них то перегрев, то излишняя влажность. Даже медики не могут определиться, правильно или неправильно применять памперсы.
А еще экологично использовать, как в советские времена, хлопчатобумажные пеленки. 24 тонких и 12 толстых. 24 тонких использовать, когда ребенок писается практически каждый час. А 12 толстых – на случаи большой нужды.
Сейчас же их вручную никто не стирает. Заложил в стиральную машинку, высушил, прогладил. Я считаю, что правильная мама так и должна поступать. А то у некоторых родителей сходил малыш в памперс и продолжает играть. Но это же никуда не всасывается. И представляете, если это девочка? Всё там размазалось и порождает воспаление. А когда младенец лежит в бесіке, всё у него сразу уходит в түбек, в эту баночку под колыбелью.
– В каком возрасте малыша отучают от бесіка?
– Где-то до года жизни, после чего он там уже не помещается. Но, бывает, малыши так привыкают к этой колыбели, что не хотят переходить в манеж или спать в другом месте. Когда наши собственные дети подрастали и всё равно хотели спать в бесіке, нам даже приходилось им под ноги что-то подкладывать, чтобы удлинить колыбель. И, конечно, современным родителям надо понимать суть этой традиции, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант, – подытоживает Нуржан Жакешбаев.
Кстати, споры о правомерности применения бесіка можно сравнить с ситуацией, сложившейся в середине XX века, когда практически во всех родильных домах новорожденных сразу после родов на какое-то время отнимали от матерей. Чтобы ребенок якобы не заразился инфекциями. И всё это время новорожденных поили водой и раствором глюкозы. Только десятилетия спустя было признано, что более правильно – класть младенца на грудь матери сразу после появления на свет, чтобы он сосал именно первое густое молозиво и приобретал естественный иммунитет с первых минут жизни. Не исключено, что те прежние “ошибки регулировщиков от медицины” впоследствии отразились на здоровье людей нескольких поколений. Четыре казахских праздника в честь рождения ребенка, про которые вы могли не знать
– Да. Примерно так оно и было, – комментирует доктор.
– А профессор, которая критиковала национальные традиции, что ребенок привязан и якобы задыхается, сумела защитить тогда свою диссертацию?
– Тема ее научной диссертации была что-то вроде: “Неправильный образ жизни и питания у некоторых народов”. И там было про якобы неправильный наш образ жизни и что наш бешбармак – неправильное питание. На ученом совете эти ее псевдонаучные выкладки не пропустили, и она уехала на защиту докторской куда-то в другое место. А потом я читал статью ВОЗ, что, оказывается, бешбармак – это диетически сбалансированная еда! Удивился. А там пришли к выводу, что мясо надо есть, запивая сорпой, потому что в ней сосредоточены все полезные составляющие этих продуктов.
– А чем лучше кормить малышей?
– Естественно, самое оптимальное для младенцев – это грудное вскармливание, особенно до 1 года. Недаром в народе говорят, что в жизни даже по поведению взрослого человека можно отличить, кого при рождении кормили грудью, а кого нет.
Ребенку, выросшему без материнского молока, во взрослой жизни кажется, будто ему постоянно чего-то не хватает, и он постоянно голоден, и будто что-то упущено в его жизни...
А есть женщины, у которых после родов молоко сразу не появляется. Они тут же звонят родственникам, чтобы приобрели в магазине детскую смесь для кормления, что ребенок лежит голодный. И этим портят всё. А ведь попробовав смесь, малыш уже не станет стараться сосать грудь, и молоко у женщины так и не появляется. Мы же всегда говорим, чтобы они не паниковали. Если молока еще нет, а ребенок сосет грудь, то в головном мозге матери появляется импульс, который заставляет организм его вырабатывать. И тогда молоко появляется!
АЛМАТЫ