Наш киноклуб

Фильм “Старикам тут не место” (No Country for Old Men). Режиссеры: Итан и Джоэл Коэны. В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли Макдональд, Гаррет Диллахант, Стивен Рут, Бет Грант.

Многократно откладывавшийся в Казахстане выход в прокат последней на данный момент картины братьев Коэнов “Старикам тут не место” все же состоялся. Очевидно, не последнюю роль в этом сыграл триумф ленты на “Оскаре” – четыре статуэтки в номинациях “Лучший фильм”, “Лучшая режиссура”, “Лучший адаптированный сценарий” и “Лучшая мужская роль второго плана”! Попутно фильм вписал свое имя в историю премии. Хавьер Бардем стал первым испанcким актером, получившим “Оскар”. Братья Коэны повторили достижение самого Орсона Уэллса по количеству номинаций на одного человека – четыре. Сама же картина стала всего лишь вторым за время существования “Оскара” лучшим фильмом года, который поставили не один, а сразу два режиссера (первым была “Вестсайдская история”).

…1980 год. Ллюэлин Мосс (Бролин) во время охоты в техасских степях натыкается на место кровавой разборки наркоторговцев, и в его руки попадает чемоданчик с весьма кругленькой суммой. Однако у чемоданчика быстро находятся хозяева и те, кто считает себя хозяевами. За Ллюэлином охотятся мексиканские бандиты, беспощадный и расчетливый наемный убийца Антон Чигур (Бардем). Пытается же разобраться во всем происходящем местный шериф Эд Том Белл (Джонс)…

“Старикам тут не место” – эталонное кино. Найти в нем какой-либо изъян крайне трудно. Фильм, снятый по одноименному роману Кормака Маккарти, держит в напряжении все два часа. В отличие от других экранизаций Коэны во многих сценах перенесли книгу на кинопленку слово в слово.

Еще одна удивительная задумка – в “Старикам тут не место” отсутствует музыкальный саундтрек. Все звуки возникают непосредственно при развитии действия, будь то выстрелы, лай собак, разбивающееся стекло или крики боли. И когда где-то на втором часу хронометража над находящимся без сознания Ллюэлином начинает играть мексиканский ансамбль, невольно вздрагиваешь от неожиданности.

Эталонна и постановка сама по себе. По сути, “Старикам тут не место” – это вестерн. Классический вестерн времен Дикого Запада, только осовремененный. Причем Запад менее диким не стал. Есть “ничьи” деньги, есть два антагониста, шериф, “индейцы” в виде мексиканцев и местные жители, попадающие под раздачу. Особенно четко стилизацию под вестерн осознаешь в сцене “дуэли” Ллюэлина Мосса и Антона Чигура в абсолютно пустом ночном городе.

Коэнам удалось избежать киношных клише. Например, в “Старикам тут не место” нет не только ярко выраженного главного героя, но и положительного героя в принципе. Даже шериф Белл не вполне подходит на эту роль. Наконец, финал оставляет достаточно много вопросов, возникающих из-за того, что многие ненужные “мелочи” вроде той, кому же все-таки достались деньги, опущены. И самое интересное, что на восприятие фильма они никак не влияют – напротив, позволяют развить и домыслить сюжет.

В привычном понимании “Старикам тут не место” фильм не страшный. Даже несмотря на обилие крови и бессмысленных убийств. Не по себе совсем от другого. И от той профессиональной жесткости, механистичности действий героя Хавьера Бардема, идущего напролом расчетливо и выверенно, и от осознания того, что “старикам” действительно места нет.

Коэны в одном из интервью сказали о своем фильме: “Когда люди стареют, им начинает казаться, что мир движется прямиком в ад. Но в какой степени это их ощущение зависит от возраста?”. В этом смысле русский перевод названия не совсем удачен – в оригинале нет уточнения “тут”, сужающего пространство, и больше бы подошел вариант “Старикам места нет”. Совсем. Ты не можешь изменить этот мир. И либо ты – “старик” (возраст как раз значения не имеет), человек из другого, может быть, и жестокого, но не настолько бессмысленно жестокого времени – уходишь на покой, либо умираешь. Шериф Белл это понял. И сделал свой выбор.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 8,5 из 10.

Оценка автора – 9 из 10.

Интересный факт

Братья Коэны отказались прослушать Джоша Бролина на роль Ллюэлина Мосса. Тогда Бролин попросил режиссера Роберта Родригеса, у которого актер тогда снимался в “Планете страха”, помочь ему сделать промо-ролик и в итоге добился роли.

Бенефис жизни

Фильм “Пока не сыграл в ящик” (The Bucket List). Режиссер: Роб Райнер. В ролях: Джек Николсон, Морган Фримэн, Шон Хэйс, Беверли Тодд, Альфонсо Фримэн, Роуэна Кинг.

Картина Роба Райнера “Пока не сыграл в ящик” – блестящее доказательство того, как два великолепных актера могут вытащить не обладающую оригинальным сюжетом ленту, которую другие исполнители наверняка загубили бы. Но дуэт Джека Николсона и Моргана Фримэна делает парафраз знаменитого немецкого фильма “Достучаться до небес”, безусловно, достойным просмотра.

…Картер Чамберс (Фримэн) – автомеханик-эрудит. Эдвард Коул (Николсон) – миллиардер-эгоист. Картер мечтал о профессии учителя истории, но, обзаведясь семьей, 45 лет отпахал в мастерской, позабыв о себе. Эдвард мечтал о деньгах и власти и добился их, будучи женат четыре раза и на старости лет оставшись лишь в окружении своего помощника Томми. Роднит двух таких разных людей больничная палата онкологического отделения, где Картер и Эдвард ожидают конца. Но какой смысл ждать, если оставшиеся полгода можно провести на полную катушку?

Сюжет “Пока не сыграл в ящик” очень сильно смахивает на “Достучаться до небес”, и хотя в титрах это не указано, сценарист Джастин Закхэм наверняка вдохновлялся немецким фильмом. Сценарий изначально писался под Моргана Фримэна и Джека Николсона. Постановкой же занялся режиссер такой душещипательной мелодрамы, как “История о нас”, Роб Райнер.

Несмотря на всю схожесть с “Достучаться до небес”, “Пока не сыграл в ящик” – фильм о другом. У Коула есть деньги, а потому вопросы, как купить маме розовый “Кадиллак” или добраться до моря перед смертью, на повестке дня не стоят. Картер и Эдвард кутят вдохновенно, но все равно оказываются перед другой дилеммой: провести последние дни в развлечениях или с семьей, даже если ее вроде бы и нет?

Очень приятный фильм, хотя и не без штампов. Стержень, конечно, в дуэте Николсон – Фримэн, только благодаря которому получилось трогательное, душевное кино. И хотя итог ясен с самого начала, хотел бы я посмотреть на человека, сумевшего в финале удержаться от слез.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7,7 из 10.

Оценка автора – 8 из 10.''

Интересный факт

“Копи Лувак”, который так обожал герой Джека Николсона, действительно самый дорогой кофе в мире. Он стоит от 120 до 600 долларов за фунт.

Дмитрий МОСТОВОЙ