«Нас унизили!»: участник ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не может добиться справедливости в Казахстане

В редакцию медиа-портала Caravan.kz обратился пожилой житель Алматы в надежде, что мы сможем разделить его негодование касательно принижения его заслуг перед родиной.

Мэлгису МЕТОВУ сейчас за восемьдесят. В 1961-1962 годах он служил в инженерных частях на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, где подвергался непосредственному воздействию наземных и атмосферных ядерных взрывов.

- Я до сих пор точно не знаю, сколько людей из тех, кто работал со мной на опытном поле, остались в живых на сегодняшний день. Мне хотелось бы это узнать. Из сослуживцев общаюсь лишь с Виталием Бахардиным – живет в России, в Мытищах. Был еще один здесь, в Алматы, но сейчас мы связь не поддерживаем, - сказал мужчина в начале разговора.

Мэлгис МЕТОВ. Фото - Фото во время срочной воинской службы

 

По словам, г-на МЕТОВА, за 1949-1989 годы на Семипалатинском полигоне служили около миллиона человек – граждан СССР. Из них в испытаниях участвовали порядка 45 тысяч.

- 1 миллион и 45 тысяч – чувствуется пропорция? До 2004-го все было честно, документы и данные были достоверны. Но после этого к непосредственным участникам испытаний приписали большое количество человек.

- Мэлгис Алькенович, в чем суть вашей проблемы?

- Нас унизили! Уравняли с теми, кто в тех событиях не участвовал. И пособия, соответственно, выплачивают одинаковые. Разве это справедливо? На каких основаниях к непосредственным участникам отнесли тех, кто жил, например, в Курчатове? - негодует МЕТОВ. - В критериях четко прописано, кто считается непосредственным участником в ядерных испытаниях. Так почему же тогда этих критериев у нас не придерживаются? Несправедливо…

В нашу редакцию МЕТОВ пришел с толстой папкой, заполненной справками, книгами, письмами и прочими документами. По словам Мэлгиса Алькеновича, на то, чтобы собрать весь этот материал, у него ушла вся жизнь. И вот уже на протяжении многих лет «атомный солдат» обращается в различные инстанции, ведомства и СМИ, но добиться определенных сдвигов ему так и не удалось. Все, с чем он сталкивался, - это бюрократия, волокита, отказы и перекладывание ответственности на других лиц.

- Однажды мы вели реконструкционные работы на опытном поле. Получилось так, что в этот день переменилась погода, и мы из-за сильного ветра попали под радиационный след. Разве кто-нибудь за пределами полигона или в Курчатове испытал такое на себе? Условия просто несопоставимы.

В своих «Воспоминаниях» Жуков написал: «Когда я увидел атомный взрыв и осмотрел местность и технику после взрыва, то пришел к убеждению, что войну с применением атомного оружия ни при каких обстоятельствах вести не следует». Он увидел это лишь один раз и ужаснулся. А я проработал в этих условиях 41 день.

- Сильно ли годы службы подорвали ваше здоровье?

- Конечно, все это отразилось. Ну а каждый ответ на мои многочисленные запросы вызывает у меня гипертонический криз, - будто бы иронично ответил МЕТОВ

- Чего в итоге вы хотите добиться?

- Я призываю к тому, чтобы наши министры и чиновники честно выполняли свою работу, свой долг, возложенный на них. Тех, кто не участвовал, и нас, непосредственных участников, уравняли в правах. Но ведь мы были в очаге ядерного взрыва, и к нам должны относиться соответственно. Я ослеп на правый глаз, сейчас слепнет левый, и скоро я окажусь совсем незрячим. И кто в этом виноват? – риторически вопрошает МЕТОВ. - Если бы я вовремя получил нормальное лечение, как положено, то этого бы не произошло.

Стоит отметить, что проблема "атомных солдат", или ветеранов подразделения особого риска, в этом году поднималась депутатом Светланой БЫЧКОВОЙ

«Вопрос касается граждан РК, которые, исполняя воинский долг, непосредственно подверглись последствиям испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, - ветеранах подразделений особого риска, называемых также «атомными солдатами». В отношении тех из них, которые являются нашими гражданами, в отличие от их зарубежных соратников не приняты меры социальной поддержки, адекватные компенсации реальных последствий воздействия на их здоровье ядерных взрывов. Им отказывается в выплате специального государственного пособия, предоставляемого лицам, непосредственно участвовавшим в ядерном испытании», - рассказала она в запросе, адресованном премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву, передавал Tengrinews.kz.

Г-жа БЫЧКОВА подчеркнула, что не определен ни круг указанных лиц, ни критерии их участия в действиях подразделений особого риска, что относится к компетенции уполномоченных государственных органов.

«Уполномоченные органы годами ведут переписку с ветеранами, по различным основаниям отказывая им в конструктивном решении вопроса, тем самым вызывая с их стороны нарекания и порождая многочисленные жалобы и обращения к депутатам. Просим принять скорейшие меры по восстановлению в отношении ветеранов подразделений особого риска социальной справедливости», - добавила депутат фракции партии «Нур Отан» Светлана БЫЧКОВА.

Что ж, остается надеятся, что слова и БЫЧКОВОЙ, и самого г-на МЕТОВА вскоре будут услышаны.