“Нас, по сути, обманули”: наследники легендарного композитора Латифа Хамиди остались без квартиры в Алматы

Юбилей со слезами на глазах

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения одного из основоположников казахской классической музыки, композитора, педагога, музыкального этнографа, народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии Казахстана Латифа Хамиди. Однако потомки не в таком настроении мечтали встретить эту юбилейную дату в Алматы. Дело в том, что с 80-х тянется история, из-за которой родня великого композитора не может исполнить его последнюю волю. Подробности нам поведал внук композитора – Ренат ХАМИДИ:

– Дед перед кончиной хотел, чтобы в его квартире открылся музей, причем не его личный, а музей казахской культуры, где бы были отмечены такие композиторы, как Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский, Мукан Тулебаев. Была договоренность об этом с Союзом композиторов, с которым после смерти деда, в 1983 году, мой отец вел подготовительную работу и продолжительную переписку по открытию музея. Так как вышло постановление правительства об открытии музея, на которое ссылается Союз композиторов, отец, естественно, эту квартиру не приватизировал. Чтобы музей был на балансе Союза композиторов и была возможность его содержать. В период с 1983 по 1994 год квартира пустовала, как я думал, а городские власти открыли там кафе. И что происходит: так как квартира не приватизирована, она переходит на баланс города, мы ее теряем, и музея – нет.

Когда я пытался выяснить, каким образом квартира отошла в фонд города, мне устно было сказано, что… наследники не были найдены. Но мы ее не дарили!

Уже без нас город решил там открыть музей Динмухамеда Кунаева, с нами этот вопрос не согласовывали. Нам не могло и в голову прийти, что музея Хамиди там не будет. Нас, по сути, обманули.

Наследие Хамиди

Вклад Хамиди в музыкальную культуру страны – колоссален. Латиф Хамиди приехал в Алма-Ату по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы в 1933 году и начал здесь свою творческую карьеру. В 1938 году по рекомендации Мухтара Ауэзова он стал руководить Казахским оркестром народных инструментов. Хамиди – один из основателей Союза композиторов Казахстана. В 1940 году – руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет “Казахский вальс” к радиопьесе Сабита Муканова “Два праздника”. Это был первый вальс в национальной музыке, после этого Хамиди называют “королем казахского вальса”. В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории и вместе с Ахметом Жубановым в годы войны пишет оперу “Абай” – первую казахскую оперу, созданную по всем законам оперного жанра. Она стала шедевром национальной культуры и практически не претерпела изменений с 1944 года.

На сегодняшний день ее представляли на лучших сценах России, Германии, Франции, Италии. В конце 2019 года в СМИ появилась информация, что российский режиссер Егор Кончаловский планирует снять фильм-оперу “Абай”. В 1945 году в соавторстве с Тулебаевым и Брусиловским Хамиди написал музыку к первому гимну Казахской ССР. В том же году создает песню “Булбул” (“Соловей”). Эта песня-романс – одно из популярнейших произведений композитора. Первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова, затем с блеском ее пела Бибигуль Тулегенова. В 1947 году Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов, которые были добрыми друзьями, пишут оперу “Тулеген Тохтаров” на либретто М. Ауэзова. Через 3 года появляется опера “Джамбул”.

Хамиди – разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня.

Педагог с большой буквы, благодаря ему выросла плеяда профессионалов в области композиции и инструментовки. Является любимцем Алма-Атинской консерватории и Казахского драматического театра, новинок от него ждал весь музыкальный мир тех лет. Латиф Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета, он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее. Активно писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. Хамиди известен и как музыкальный этнограф, он одним из первых точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен. Работал в области хоровой музыки, создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий. Композитор написал более 50 песен и романсов, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам.

В истории музыкальной культуры Казахстана Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий.

Многие из более поздних произведений композитора родились в той самой квартире по улице Тулебаева, 117, в которой он проживал до 1983 года.

Что обещают городские власти?

Ренат Хамиди знакомит с перепиской, которую вел его отец, Радик Латифович, с Союзом композиторов в 80-х годах. Приводим выдержки из письма Еркегали Рахмадиева, первого секретаря правления Союза композиторов Казахстана: “По решению правительства республики при Союзе композиторов Казахстана в конце этого года в бывшей квартире вашего отца Л. А. Хамиди будет открыт музей, отражающий пути становления и развития профессиональной музыки Казахстана, родоначальниками которой были композиторы Е. Брусиловский, А. Жубанов, Л. Хамиди, М. Тулебаев. Естественно, в этом музее должен быть всесторонне показан жизненный и творческий путь вышеуказанных композиторов, относящихся к старшему поколению. К сожалению, у нас никаких архивных и других материалов Латифа Абдулхаевича не осталось, так как все материалы находятся у вас. В связи с открытием музея убедительно просим вас вернуть в Союз композиторов Казахстана архив Латифа Абдулхаевича и некоторые его личные вещи, которые имеют отношение к его творчеству”.

Ренат Хамиди уточняет, что на тот момент семья уже передала в госархив РК порядка 800 килограммов материала (партитуру, личные вещи, переписку). Однако музей ни в советское время, ни в годы Независимости так и не был создан.

Причины, по которым он не был открыт, по словам внука композитора, ни в официальных документах, ни в частной переписке, нигде-либо еще – не указаны. Недавно Ренат Хамиди написал письмо Президенту РК Касым-Жомарту Токаеву с просьбой восстановить исторический статус квартиры, в которой проживал Латиф Хамиди, как музея им. Л. А. Хамиди. И он также просит о безвозмездной передаче данной квартиры фонду им. Л. А. Хамиди с целью открытия музея и сохранения культурного наследия нашей страны. Однако в ответном письме от госорганов говорится, что открытие музея имени Латифа Абдулхаевича Хамиди по данному адресу не может быть реализовано. Потому что в 1994 году вышел указ Президента о создании музея Д. А. Кунаева в целях увековечения его памяти, а в 2002 году состоялось его официальное открытие в той самой квартире, где проживал музыкальный классик. “Музей Д. А. Кунаева состоит из 2 экспозиционных залов. Первый зал расположен в здании, принадлежащем бывшему Союзу композиторов, второй зал – по улице М. Тулебаева, 117, в квартире № 1, где проживал композитор, народный артист КазССР, один из авторов первого гимна Республики Казахстан Латиф Хамиди, где хранятся ценные экспонаты, врученные Д. А. Кунаеву подарки, награды и др. Два экспозиционных зала соединены лестницей и принимают посетителей с 2002 года. Учитывая, что на сегодняшний день музей пользуется огромной популярностью среди гостей и жителей города, открытие музея Латифа Хамиди по указанному адресу не представляется возможным”, – говорится в письме чиновников.

Но вместе с тем обнадеживает то, что в настоящее время акимат города Алматы выразил готовность рассмотреть вопрос о предоставлении другого здания из коммунального фонда для создания музея Л. Хамиди. На данный момент проводится подбор подходящего помещения.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, государственные коммунальные организации культуры, музей к ним относится, создаются местными исполнительными органами. Когда будет найдено такое помещение – сроки не указаны. Однако к нему есть определенные требования: должно быть 3 зала для экспозиций по 80 кв. м, склад – 50 кв. м, комнаты для персонала и руководителя – 60 кв. м. То есть чтобы открыть музей Хамиди, нужно помещение, общая площадь которого должна составлять порядка 350 кв. м.

– Акимат пишет, что музей Кунаева переместить невозможно, потому что он пользуется популярностью. Я говорю им, что изначально там должен быть музей Хамиди. Прорабатывается вопрос о предоставлении другого помещения, но нам нужна та квартира, – продолжает внук композитора. – Мы с Кунаевыми встречались, они говорят: понимаем, что квартира не наша, но ничего сделать не можем. Если им дадут помещение лучше, чем нынешнее, то они возражать не будут.

Родные надеются, что последнее желание композитора, столько сделавшего для развития и обогащения казахской музыкальной культуры, будет, наконец, принято во внимание, и любой житель или гость города сможет прикоснуться к величию мастера в музее его имени.

АЛМАТЫ