Министерство торговли и интеграции отпускает вожжи с торговли. С января 2023 года больше не будет потолка цен на значимые продукты питания. То, о чем «Караван» говорил годами, наконец свершилось.
«В целях недопущения дефицита основных продуктов питания, соблюдения баланса интересов отечественного бизнеса и населения государство постепенно будет уходить от использования «жестких» инструментов стабилизации цен на СЗПТ. За годы практики их использование не доказало свою эффективность, вызывало много нареканий со стороны бизнеса» - говорится в сообщении Министерства торговли и интеграции.
Буквально месяц назад, в сентябре, мажилис одобрил поправки в законодательство, определяющие госорганом, отвечающим за единую координацию мониторинга, стабилизации и недопущения роста цен в Казахстане, Министерство торговли и интеграции. И уже 3 сентября премьер-министр Алихан Смаилов поручил министру торговли и интеграции внести представление на привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, курирующих данное направление, а также освободить от должности председателя комитета торговли Ержана Казанбаева. Обещания приходиться держать. И это радует.
Причина увольнения главы комитета – резкий рост цен осенью. В это время года цены всегда падают. Но в этом году случился нонсенс – цены на овощи падать не желают. Продовольственная инфляция за 10 месяцев этого года превысила 20 %. Это значит, что к новому году инфляция может составить и все 25 %.
Сдерживать цены нигде и никогда не получалось. В правительстве Казахстана это наконец тоже поняли. Только в этом году на эту деятельность, в том числе на создание стабилизационных фондов, было запланировано 300 млрд тенге. На помощь бедным можно будет потратить в три раза меньше денег, а результат будет таким же.
Что такое СЗТП?
Перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) был утвержден в 2010 году во времена премьерства Карима Масимова на основании закона "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий".
В перечень входит 19 наименований. В том числе мука пшеничная, хлеб формовой, рожки, крупа гречневая, рис, картофель, морковь, капуста, сахар, масло подсолнечное, говядина, мясо кур, молоко, кефир, масло сливочное, яйцо куриное, соль и творог.
Эти же товары закладываются в стабилизационные фонды СПК.
Однако практика показала, что именно на продукты СЗТП цены растут быстрее всего.
- Государство взяло курс на рыночную экономику. В рыночной экономике контроль цен недопустим. Кроме того, такой контроль не работает. Жесткие цены эту информацию искажают. Мы как бы закрываем глаза и идем вслепую. В итоге государство говорило: - «Ай-ай-ай, цены не должны быть выше определенного потолка», а бизнес использовал серые схемы, чтобы обойти запреты. Государство делало вид, что оно устанавливает правила игры, а предприниматели – что соблюдают эти правила. Сейчас правила становятся честнее, - считает финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
Освобождение торговли от этого пресса позволит большему числу предприятий начать выходить из тени. Торговля будет больше давать налогов. Будет фискализация всего. Мы к этому идем уже два года. У нас сокращается Национальный фонд. Постоянный дефицит бюджета. Поэтому Минфин будет обкладывать налогами все, до чего он сможет дотянуться. Где их можно будет поднять – там их поднимут. Это тренд, который будет только нарастать.
Но Минторг лукавит. Если почитать внимательно, то он отказывается от административных методов контроля цен, но не отбрасывает оборотные схемы, стабфонды и встречные обязательства торговых сетей. Все те меры, которые оно использовало для таргетирования цены, у него остаются. Также Минторг включит большие встречные обязательства, чтобы дать возможность выставить на прилавке больше казахстанских продуктов.
- Сейчас они не смогут говорить, что вы не можете торговать яйцами первой категории выше, допустим, 350 тенге за десяток. Сейчас они переходят от фиксированного курса тенге, как Нацбанк, к таргетированию инфляции, оставляя за собой возможность как-то влиять на цены, - говорит Андрей Чеботарев. - Теперь государство может выйти к бизнесу и предложить: я даю тебе оборотные средства, ты держишь цену на яйца не выше 350 тенге. Думаю, что тех, кто будет соглашаться работать с государством и поднимет цену до 500 тенге, тех будут нещадно наказывать. Я надеюсь.
Будут расти цены?
- Я не думаю, что та же картошка резко вырастет в цене. Мясо может подорожать, но только из-за сезонных факторов. Я предпосылок к большому росту цен не вижу, - уверен директор мясоперерабатывающей компании MB4 Азамат Шалмагамбетов. - Тем более, основная масса товара проходит через крупные торговые сети, а они завязаны на контракты. Поэтому цены быстро не изменишь. Они могут меняться раз-два в год. Не более того. Это же не базар.
- Ценового шока не будет. Это же Казахстан, - уверен Андрей Чеботарев. - Но ажиотажный спрос может возникнуть где угодно, как это было недавно с сахаром и картофелем. Сложно предсказывать. Но если возникнет дефицит, то на этот товар будет ценовой шок. Думаю, в правительстве рассчитывают на мягкий переход. Все-таки Министерство торговли научилось анализировать цены. У него есть своя система мониторинга цен, онлайн через чеки. Я думаю, они уверились в себе достаточно быстро видеть перекосы и принимать уже ручные решения по их нивелированию. Но цены вырастут на все. Мы в мире высокой инфляции.
Куда податься малому бизнесу?
Взамен контроля цен за основными продуктами питания правительство предложило расширить поддержку населения через систему «Социального кошелька».
«Правила и особенности зачисления, учета и использования пособий и социальных выплат за счет средств государственного бюджета и (или) средств Государственного фонда социального страхования, перечисляемых в виде электронных денег, а также мониторинга использования адресной социальной помощи» правительство РК утвердило еще в прошлом году.
Все пособия и социальные выплаты будут переведены на их социальные кошельки. Это электронные кошельки для физических лиц, которые открываются для зачисления пособий из государственного бюджета и социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (ГФСС). Он будет автоматически открываться по индивидуальному идентификационному номеру (ИИН) при согласии гражданина на передачу данных
Одновременно в закон «О банках и банковской деятельности в РК» внесли дополнения, которые защитили деньги, лежащие в электронных кошельках, от арестов или ограничений. Их можно будет потратить только на покупку продуктов питания. Правда не во всех магазинах.
- Социальный кошелек будет действовать только в крупных торговых сетях. Маленькие магазины, магазины у дома и рынки в эту систему не попадают Мы считаем, что это неправильно, - рассказала «Каравану» владелец магазина «У дома» в Астане Алтынгуль Турлыбекова. – В Казахстане очень много многодетных семей. Они точно будут получать помощь через социальный кошелек. И вот мать бросает детей и едет на другой конец города, чтобы купить макароны. Так это будет происходить? А если человек живет в районном центре или селе? Там просто нет крупных магазинов. Куда податься тем, кто получает соцпомощь? Этот вариант не продумали, и я считаю это ущемлением прав малого бизнеса. По факту ценовой потолок убрали, но использовали это для продвижения интересов торговых олигархов. Нас, малый бизнес, как всегда, никто не слышит!
Шанс для «Made in Kazakhstan»
- С другой стороны, кроме производителей есть и торговля. Она работает в соответствии с законом «О регулировании торговой деятельности». Согласно ему, если торговое предприятие занимает более 25 процентов на рынке, оно несет встречные обязательства, - напомнил Азамат Шалмагамбетов. - Например, оно должно выделять полки для отечественного производителя, и это должны быть лучшие полки. Оплачивать поставку скоропортящихся продуктов, так называемый суперфреш, - молоко, например, мясо или свежую рыбу – сразу, а не тянуть неделями. Никаких депозитов и ретробонусов. Если эти отношения торговли и производителей нельзя урегулировать в рамках действующего закона, то надо принимать новый, где будут учтены эти особенности.
Во многом именно зависимость Казахстана от торговли с Россией спровоцировала продуктовую инфляцию. Крепкий рубль стал каналом, через который российская инфляция уходит в Казахстан. Поэтому лучшим выходом из ситуации будет переход потребителей от покупки российских товаров к казахстанским. Но для этого нужна поддержка правительства.
- Сейчас самое время продвигать марку «Сделано в Казахстане». Но такой поддержки почти нет. Это видно по обширному присутствию российских товаров в Казахстане. Я прогнозировал, что люди будут отказываться от более дорогих товаров, но этого не произошло, - недоумевает Андрей Чеботарев.
Сейчас благоприятная ситуация, так как курс российского рубля достаточно высок. Это делает отечественное производство более конкурентным. И чем дольше будет рубль будет дорогим, тем выгоднее будет производить у нас. С марта рубль вырос на 30 процентов.
Но вот будет ли расти производство внутри Казахстана – пока неясно. Для расширения производства или создания нового нужны кредиты. Национальный банк поднял учетную ставку до 16 процентов.
В основном все кредиты, которыми пользуется бизнес – льготные, полученные по государственным программам. Весь экономический рост страны обеспечивают деньги государства. Основная масса программ рассчитана до 2024-2025 годов. Потом, как обещают, государство будет выходить из них. Частный же кредит под 20-25 процентов для бизнеса невозможен. Поэтому, кстати, банки и уходят в розницу, закредитовывая население.