Нас немного, но нас все время хотят загнать в стойло

Председатель правления объединения юридических лиц “Союз кризисных центров” Зульфия БАЙСАКОВА опасается, что форум выльется в очередную говорильню и не примет никаких конкретных решений.

О чем сама Зульфия Байсакова, возглавляющая НПО на протяжении 16 лет, станет говорить на заседании рабочей группы?

Нет различия в подходе к самим НПО

– Зульфия, для чего, на ваш взгляд проводится Гражданский форум?

– Основная цель форума, как мне представляется, будет направлена на обсуждение проблем, с которыми сталкивается сегодня неправительственный сектор в Казахстане. Этих проб­лем много. И, наверное, правильно, что принято решение о создании целого министерства, которое станет заниматься развитием гражданского общества. Но при этом нет дифференцированного подхода к самим НПО. Нам обещали, что создадут базу данных, которая даст представление о третьем секторе, направлениях деятельности НПО. Однако такой базы до настоящего времени нет.

В то же время нельзя не видеть того, что есть желание контролировать нашу деятельность. Пример тому – требование в законе о предоставлении информации по проектам до 31 марта. Но все мы и так сдаем в налоговые органы отчеты, вся наша деятельность прозрачна, поскольку без этого сегодня работать нельзя. Меня все время удивляет, что государство пытается не просто контролировать нашу деятельность, а войти в эту деятельность, посмотреть, чем мы занимаемся, и в какой-то мере влиять на нас.

– А в чем это проявляется?

– Возьмем госзаказ. Сколько раз уже говорилось о том, что НПО нельзя оценивать, как предпринимателей. Мы не производим товары, а оказываем услуги. Следовательно, и подход к нам должен быть иной. Это стол можно предлагать за 5 тысяч или за 3 тысячи тенге. Товар можно подвергнуть ценовой политике. Но НПО предлагает услуги, которые априори не могут быть низкого качества. Если НПО предлагает услуги ниже на 50–60 процентов, чем другие организации, то есть демпингует, то доверять такому НПО нельзя, ведь о качестве услуг тогда не приходится говорить. Однако у нас сплошь и рядом предпочтение отдается именно таким НПО. Видимо, это выгодно тем госорганам, которые проводят эти закупки.

Далее, никто не мониторит исполнение госзаказа, значит, это тоже кому-то нужно. Выходит, можно взять НПО, которое демпингует, но предоставляет некачественные услуги. И когда такая организация вдруг получает право на исполнение услуг, мне сейчас просто смешно, хотя раньше было обидно и горько.

– Почему? Разве эти организации не имеют право на существование?

– Понимаете, неправительственный сектор на сегодня представляет собой сложный институт, который в функциональном плане резко упал. Мы видим приход новых людей, которые переходят на коммерческую основу. Они начинают зарабатывать деньги. А у нас было время, когда не было грантов, но люди работали. Вот, к примеру, наш телефон доверия для детей с номером 150. У нас часто бывает, что нет никакой поддержки, но мы все равно пытаемся изыскать деньги для этого проекта. НПО социально ориентированы, и этим они хороши. Любой человек может зайти в наш офис и получить бесплатную консультацию. Мы не занимаемся коммерческими проектами, а нас сегодня подталкивают к этому. Нам говорят: существует социально ориентированный бизнес, вы бы тоже занялись этим. А полученные деньги пускали на некоммерческие цели. Здравствуйте, вы уже что-то путаете: я должна всю ночь сидеть, вышивать крестиком, где-то это продавать, а потом бежать и вырученные деньги вкладывать в те проекты, которые мы реализуем. А качество услуг? И какой смысл во всем этом?

НПО можно и нужно обучать

– Раз вы уже затронули качество услуг НПО, то что мешает их росту?

– Видите ли, НПО разнятся и по направлению деятельности, и по уровню подготовки людей, работающих в них. И не всегда они компетентны. К тому же наше время рождает и новые требования к неправительственным организациям. Думаю, что гражданский форум должен обсудить вопрос повышения профессионального уровня НПО. Посмотрите, у госслужащих сегодня существуют всякие курсы повышения квалификации, тренинги и т. д. У НПО этого ничего нет, но есть воля Президента страны, который четко сказал: часть государственных услуг необходимо передать неправительственному сектору. Но никто не задумался, а как эти услуги будут предоставляться, если активисты НПО не готовы к такому и не обучаются нигде.

Продолжая эту тему, не могу не сказать о том, что назрела необходимость в передаче в доверительное управление зданий тех органов, функции которых передаются НПО. Почему они должны создавать новую материально-техническую базу, если есть старая, и почему бы ею не воспользоваться?

– А в каких сферах НПО могли бы принести больше пользы?

– Я также надеюсь на то, что на форуме поднимут вопрос о том, что НПО следует рассматривать как серьезного партнера в борьбе с тем же религиозным экстремизмом, в решении вопросов бытового насилия, но не как просто исполнителей госзаказа, а именно как участников в разработке государственных программ и законопроектов. Сейчас в НПО есть люди, которые видят все стратегически и знают больше, чем сами госслужащие.

Индикаторы оценки

– Зульфия, не секрет, что сегодня НПО поддерживаются государством. Насколько существенна эта поддержка?

– Да, сегодня государство помогает НПО деньгами. Но немаловажно на форуме поднять вопросы постоянного финансирования НПО, их развития. И здесь, на мой взгляд, надо говорить о создании неких индикаторов, критериев оценки. Скажем, наш “Союз кризисных центров” работает в нескольких направлениях, и одних телефонных звонков только по телефонам доверия мы получаем в месяц 30 тысяч. А есть организации, которые заняты только в одном направлении, и КПД у них намного меньше. Но давайте тогда решать, какими индикаторами мы должны пользоваться при запросе государственной поддержки. И кто должен получать финансирование – те, кто действительно работает и имеет базу, персонал, или организация, состоящая из одного человека. Это очень важно. Или же нужно говорить в целом о проблемах, которые выявляются нами. У нас же господдержку получают организации, которые плохо представляют тематику, проблематику госзаказа, на который им выделяют средства. Такой пример: наш союз – единственная профессиональная сеть – существует уже 16 лет, и все эти годы у нас работает телефон доверия для детей и юношества. Но финансы выделили не нам, а Союзу молодежи.

– Насколько я знаю, многие НПО недовольны тем, что партнером выступает одно ведомство, а распределителем денег другое, дескать, такое положение вещей рождает бюрократические проволочки и мешает работе. Поможет ли исправить ситуацию создание палаты НПО, о которой говорит руководитель Гражданского альянса Нурлан Еримбетов?

– Вероятно, палата НПО, о которой идет речь, позволит избежать таких накладок. Но это при условии, если распределение грантов НПО передадут такой палате. И, возможно, четкое определение статуса палаты, законодательно прописанные нормы помогут избежать того, что имеется, увы, и в деятельности НПО. Я говорю о коррупционной составляющей, которая имеет место в госзакупках.

Начинается с семьи

– Несколько лет назад вы стали бить тревогу, привлекая внимания к проблемам семьи. Почему?

– Когда-то много лет назад я вскакивала рано утром, второпях готовила завтрак и отводила ребенка в детсад, чтобы вовремя попасть на лекцию в институт, где преподавала. А в это время аксакалы, не торопясь, подтягивались к 10–11 часам утра. И только с годами я поняла: то было проявлением дискриминации работающей женщины, которая не имела возможности больше времени уделить ребенку, семье.

К сожалению, и сегодня многие боятся признать, что все начинается с семьи. Семья – это основа страны. А у нас никто не работает в этом направлении. Активисты нашего союза уже третий год подряд на всех заседаниях говорят о том, что необходимо создать отдельное министерство по охране материнства и защите семьи (название не важно). Сейчас, когда мы начинаем анализировать проблемы семьи, то оказывается, что для их решения надо обращаться в различные ведомства. При этом предполагается, что люди сами должны бегать по всем инстанциям. Между тем отдельное министерство по вопросам семьи аккумулировало бы все проблемы, связанные с защитой материнства, и помогало бы в их решении. Без углуб­ленного внимания к этой теме нам не преодолеть экстремизм, терроризм, бытовое насилие и т. д.

Все должно быть взаимосвязано

– Чего вы ждете от форума в целом?

– Форум, на мой взгляд, если пройдет по старой колее, то ничего полезного не принесет. Мы должны понимать, что гражданское общество может быть построено только во взаимосвязи всех субъектов. И для начала надо осознать: все начинается с семьи. И плясать, то есть направлять деятельность НПО, нужно отсюда.

Алматы