Нарушения без наказания

У властей города нет законного способа наказывать транспортные компании, чьи автобусы нарушают график движения. Если пассажиры напрасно простояли на остановке в ожидании автобуса, отвечать за это никто не будет.

А толку-то?

Акимат потратил более четырех миллионов тенге на разработку специальной GPS-программы, которая была запущена в 2016 году. В центре управления пассажирскими перевозками постоянно работает диспетчерская служба, чьи операторы видят, как передвигается каждый автобус. Фиксируют все допущенные нарушения – от превышения скорости до схода с линии.

Казалось бы, проблема с отсутствующими на маршруте автобусами решена. Но не тут-то было – возможность зафиксировать нарушения есть, а наказаний для нарушителей не предусмотрено.

Опоздал ли автобус с выходом на линию или сломался и ему не нашли замену, решил ли водитель отдохнуть – в любом случае недобросовестному перевозчику ничего не грозит за сбой графика и замерзающих на остановках пассажиров. В отделе пассажирского транспорта и автодорог разводят руками: у властей нет законного способа наказать транспортные компании, чьи автобусы нарушают график движения.

– GPS-программа отражает всё, в том числе опоздания и отклонения от графика. На основании этого по движению на каждом маршруте ежедневно составляется отчет. В соответствии с выявленными нарушениями мы выписываем предписание. Но наказать недобросовестного перевозчика мы не можем. У нас просто нет для этого законного механизма. Единственное, мы можем учесть наличие систематических нарушений при проведении нового конкурса об оказании пассажирских перевозок, – пояснил заместитель руководителя отдела по вопросам пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурлан СЕРГАЗИНОВ.

– Самый больной вопрос для людей – соблюдение графика движения. Люди в морозы часами стоят на остановках в ожидании автобуса. Именно на это жалуются в адрес общественного транспорта, – возмутился депутат маслихата Асеткан ДУСКУЖАНОВ. – Нужно что-то придумать, чтобы наказывать финансово за нарушение графика движения, тогда и результат будет. Даешь “толкача” в каждый автобус: что происходит с общественным транспортом

Однако акимат не имеет не только законных оснований, но и денежных рычагов воздействия на перевозчиков.

– Если бы перевозчики получали дотации из бюджета или местные органы власти осуществляли финансирование, у нас была бы возможность наказывать деньгами. Но этого нет, и те от нас никак не зависят, – посетовал Нурлан Сергазинов.

– Договор, заключенный пять лет назад с перевозчиками, беззубый, – согласился с коллегой по депутатскому корпусу секретарь маслихата Бейсенбек АКЖАЛОВ. – Когда пять лет назад проводился последний конкурс на осуществление пассажирских перевозок, договор включал в себя всего два пункта о выигранном маршруте, и ничего более.

Поэтому хотят перевозчики – выезжают на маршрут, не хотят – не выезжают.

Истинная цена помощи находится в прямой зависимости от того, как её оказывают

Помимо этого перевозчики игнорируют потребности людей с ограниченными возможностями. Только 15 автобусов из 437, работающих на городских маршрутах, имеют специальные механические подъемники, с помощью которых в салон автобуса может подняться человек на инвалидной коляске. С одной стороны, обеспечить доступ в общественный транспорт маломобильным группам населения – это требование закона. С другой стороны, заводы-изготовители только начинают массовое оснащение автобусов специальными устройствами для потребностей людей с ограниченными возможностями.

Заставить перевозчиков устанавливать такие приспособления в уже имеющиеся автобусы тоже нельзя – переоборудование общественного транспорта, обслуживающего действующие маршруты, запрещено законом.

– Семей начал проект по обновлению общественного транспорта, заключены меморандумы о приобретении 170 единиц автобусов. Поэтому нами заводам-изготовителям направлены письма с просьбой оснастить предназначенный для нашего города транспорт специальным оборудованием, – пояснил Нурлан Сергазинов.

Кроме того, в наступившем году власти Семея планируют провести новый конкурс по пассажирским перевозкам, и те автопарки, которые будут иметь автобусы, соответствующие нормам перевозки людей с особыми потребностями, получат в этом тендере преимущества. Хотя власти не отрицают очевидного – далеко не все перевозчики смогут купить новые автобусы, да еще и оснащенные дополнительными устройствами.

– Законом регламентировано, что 100 процентов автобусов должны быть оснащены под потребности пассажиров с инвалидностью. Но менять подвижной состав придется постепенно. Мы же не можем отклонить от участия в конкурсе всех перевозчиков, не имеющих специальных устройств, и оставить весь город без транспортного сообщения, – констатировал Нурлан Сергазинов.

СЕМЕЙ