Народный артист России Тигран АЛИХАНОВ: Мы не веселим народ, мы его облагораживаем

– Последнее время стало модным играть на фортепьяно. Наверное, вы знаете, что даже аким Алматы занялся музыкой. Как вы думаете, с чего бы это?

– Сейчас прослойка людей, которые профессионально занимаются музыкой, утончается. Она становится элитарным искусством. Возможно, поэтому к инструментам потянулись те же чиновники. Но для обычного человека заниматься музыкой – мотивации нет. Он не сможет найти высокооплачиваемую работу в будущем. Но я считаю, что нужно раскачивать интерес к музыке. Не обязательно, чтобы все становились профессионалами, достаточно того, чтобы люди интересовались, ходили на концерты.

– Как выживает сегодня классическая музыка? Как относитесь к попыткам осовременить классику, аранжировать ее до уровня простого слушателя?

– Качественная музыка выживает с трудом. Классику загоняют в угол. Но всегда останется слушатель, который будет ходить на концерты. Нужно нести классику не только в большие города, но и в небольшие населенные пункты. Не надо стыдиться выступать в школах, институтах. Наша задача – возрождать слушателя. Если же это останется интересом небольшой прослойки людей, то классика станет дорожать на наших глазах. А попсы бояться не надо, это совсем другая аудитория. И цели разные – мы не веселим народ, мы его облагораживаем. Кто-то сказал: “Если бы всегда играла Пятая симфония Бетховена, я бы не совершил ни одного плохого поступка в жизни…”. Что касается второй части вопроса, я против упрощения классики, этого нельзя делать. Концерт Чайковского на три четверти – это безобразие!

– Вы часто приезжаете в Казахстан, каков уровень развития классической музыки сегодня?

– У нас тесные связи с Казахстаном, здесь я играл и с Большим симфоническим оркестром, есть и студенческие оркестры – все это в большом количестве и хорошего качества. Я крепко связан с Алматинской консерваторией, здесь работают мои ученики, окончившие Московскую консерваторию. Сейчас приехал в Алматы по приглашению вашей народной артистки Гаухар Мурзабековой и оркестра “Камерата Казахстана”. Надо понимать, что такая музыка – это европейский вариант и далеко не во всех странах Азии она имеет поддержку и развитие.

– Как известно, музыка – это не только услада для слуха, в ней всегда было много политики. О чем играет музыка сегодня?

– Этот момент есть. Известно, что Шопен – изгнанник, живший в Париже, создавал музыку с польским акцентом в знак протеста, а Лист сказал, что мазурки Шопена – это пушки, прикрытые розами. Сам Лист сочинил марш, и это была своего рода оппозиция существующему режиму. Что происходит сейчас? Ушли великие композиторы – кто придет им на смену? Личности затираются, и не только в музыке, но и в науке – везде.

– Хотелось бы поговорить о падении нравов и задать вопрос, который широко обсуждался не только в музыкальной среде. Вы слышали о скандале вокруг Курмангазы, чье имя носит консерватория, и Пушкина, образы которых использовали в качестве рекламы гей-клуба?

– Да, я слышал про это. Извините, это чушь собачья: как можно заподозрить в гомосексуализме Пушкина и Курмангазы? Сейчас много такой грязи. Это никак не популяризирует искусство, но делает рекламу нестандартной ориентации. Это вообще не дело культурного и музыкального общества. Даже не надо в это влезать.

Алматы