Слово "карта" заимствовано из голландского языка в эпоху Петра I, оно вытеснило старое наименование - "чертеж". А сами голландцы почерпнули название из древней латыни, в котором charta буквально означало "лист папируса".
Лучше всего мы знакомы с географическими картами, на которых показаны основные элементы местности (рельеф, растительность, населенные пункты и прочее).
Однако столь утилитарным употребление карт было не всегда. Средневековая карта мира изначально не предназначалась для ориентации в физическом пространстве. Первые карты мира изображались на стенах храмов и воплощали в себе религиозную картину мира.
Как и все древнейшие космограммы, карты мира или их символы издавна принадлежали носителям магической и политической власти. Светоний упоминает, что римский император Домициан казнил одного древнего ученого только потому, что тот имел императорский гороскоп и носил с собой "чертеж круга земного" Вот уж точно: меньше знаешь - крепче спишь…
Некоторые особенности древних карт мира позволяют предположить их генетическую связь с древнейшими ритуалами, например - с ритуальной номинацией окружающего мира, которая в новогоднем празднестве была равнозначна творению мира.
Карты имеют свои неразгаданные тайны. Например, до нашего времени не дошло ни одной древнеримской карты мира - в современном понимании этого слова! Ныне само существование подобных карт в Древнем Риме (ранее V века нашей эры) признается дискуссионным, а роль средневековья в развитии жанра - решающей. Это ставит ученых в тупик: как же тогда римляне совершали свои военные походы и сумели захватить полмира?
Первые известные людям карты VIII века представляют собою круг, разделенный на три части, ограниченные названиями трех частей Земли - Азии, Европы и Африки, а так же именами сыновей Ноя, между которыми, согласно средневековой интерпретации библейской истории, была поделена Земля.
Безусловно, они не могли быть использованы в практических целях, для ориентации на реальной местности.
На картах с более подробной номенклатурой указываются названия некоторых государств, но изображения географических объектов отсутствуют; когда же они появляются, реальные соотношения расстояний между ними не соблюдается: древние карты мира не знают масштаба.
Пространство карт мира отличается от реального географического пространства карт Нового времени - это особое, во многом фантастическое время-пространство, в котором, как писал средневековый философ Августин "ничто не меняется, но пребывает как настоящее во всей полноте," ( в котором соседствуют Троя, Афины и Иерусалим, изображения Адама и Евы в Раю и картины Страшного суда).
Это пространство не предназначалось для измерения расстояний, но служило скорее целям соизмерения между миром и человеком: в основе концепции некоторых карт лежит образ мира - как тела Христова.
И все же практические потребности реальной жизни потребовали новых карт - и они появились. Фламандский картограф Герард Меркатор прославился в шестнадцатом веке благодаря изобретенной им картографической проекции, которая очень помогала мореплавателям.
Благодаря ей на картах стало возможным правильно отображать очертания суши и морей, но другие характеристики, включая площади, искажались все больше и больше по мере удаления от экватора. Из-за этого Гренландия на картах Меркатора, к примеру, выглядела больше Южной Америки… "Проклятая" дилемма картографических проекций - азимутальной, цилиндрической, конической, которые должны были помочь изображать на картах четыре важнейших характеристики: площадь, очертания, направления (угловое расположение точек) и расстояния, в сущности, не решена и до сих пор - карта может точно передать лишь некоторые из этих характеристик, неизбежно жертвуя другими.
Положение менялось в ходе расширения знаний человека о Земле и космосе, с появлением новых методов картографирования, с эпохой спутников и компьютеров. Сегодня подробные географические и тематические карты выполняют роль не только ориентирования на местности, но имеют значение как весомый аргумент в политических коллизиях.
Хотя в советское время этот аспект проблемы приобретал порой гротескные и даже комические черты: в целях дезориентации "идеологических противников" на Западе в СССР издавались ложные карты, где расстояния между населенными пунктами, дороги, города на картах изображались не там, где они есть на самом деле!
Таким наивным способом пытались ввести в заблуждение шпионов… И это в пору, когда над Землей вращались десятки космических спутников!
Обладание полными собраниями карт своей территории воспринимается как доказательство истиной суверенности над ней. Государство должно знать, чем оно владеет. Высшим достижением любой национальной картографии является издание Национального картографического атласа - собрания подробных тематических карт с описанием.
Дело это долгое, кропотливое и недешевое и позволить себе его может только состоятельная страна с образованным населением и квалифицированными специалистами. В советское время, кстати, до подобного издания руки так и не дошли…
И такой Национальный Атлас, ко всеобщему удовольствию, недавно был издан и в Казахстане. Национальный Атлас (три толстых тома, более трехсот карт) и сопроводительная монография (еще три тома), это, безусловно, большое достижение казахстанских картографов. Такого раньше в стране не было. Важнейшее достоинство атласа - чрезвычайно глубокая и многосторонняя характеристика Казахстана.
Именно поэтому его можно рассматривать в качестве своеобразной энциклопедии, в которой отражены последние достижения науки, экономики, истории, культуры.
- Атлас содержит различные типы тематических карт (аналитические, комплексные, синтетические, динамики и взаимосвязей) и пояснительные тексты к ним. Он включает все известные в картографии функциональные типы карт: инвентаризационные, оценочные, индикационные, прогнозные и рекомендательные, - рассказывает заведующий лабораторией ландшафтоведения Института географии Роман Плохих. - Так что сегодня каждый казахстанец может использовать его в своей работе, узнать свою страну во всей ее полноте.
Но вот беда - Атлас издан таким мизерным тиражом, что найти его сегодня в магазинах или на библиотечных полках - совершенно безнадежное дело. Ну что такое триста экземпляров для такой страны, как Казахстан. Ситуацию пояснил директор Института географии РК, известный ученый и организатор науки, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (г. Санкт-Петербург), доктор географических наук, профессор Ахметкали Медеу.
- Дело в том, что вначале мы не имели твердых гарантий от государства на финансирование издания Национального Атласа, - говорит он. - Наука, как известно, развивается самостоятельно, без оглядки на бюрократические тонкости… И наш проект почему-то не включили в бюджет очередного года… Но мы так хотели опубликовать эту нашу работу, понимая всю ее важность для страны, для экономики, что сами собрали деньги на первый тираж - около десяти миллионов рублей. Я сам внес немалую сумму. Мы отправили экземпляры Атласа во все важнейшие государственные институты - в Администрацию Президента, Парламент, некоторым акимам и т.д.
Но на библиотеки, вузы, конечно, такого малого тиража не хватило. Издание такого масштаба обязательно должно поддерживаться госзаказом, финансами, а их у нас и не было. Да что там говорить - даже у меня, директора института - организатора этого проекта, сегодня нет своего экземпляра этого Атласа! Сейчас только мы провели переговоры с Министерством экологии и охраны окружающей среды и, кажется, решили вопрос с финансированием.
Но мы теперь хотим издать Атлас как на русском, так и на казахском, и на английском языках, активная работа в этом направлении сейчас идет. Совместно с РГП "Информационно-аналитический центр" при Министерстве экологии мы думаем издать к концу года все три варианта атласа, тиражом минимум в 5 тысяч экземпляров каждый. Этого, думаем, хватит для всех заинтересованных лиц и организаций.
Национальный Атлас должен быть доступен всем людям, которые интересуются Казахстаном, он должен участвовать в развитии нашей страны.