Вот что разносили по дворам, к примеру, в районном центре Саркан, что в 150 километрах от Талдыкоргана (орфографию мы полностью сохранили):
“…а так же срезать как попало растущие деревья, создающее аварийную ситуацию, окультурить деревья, починить и выровнять забор…”, “…если у жителей дома на принадлежащей им территории в течение 3-х дней не будет прибрана, не срезаны деревья, разбросан мусор и не вывезен, то тогда в соответствии законами Республики Казахстан хозяева дома будут привлекаться к ответственности”.
После таких указаний сомнения отпали полностью. Кто разносил листовки, история умалчивает.
Надо сказать, что нечасто в провинции увидишь дом с покосившимся, облупившимся забором или заросший деревьями. Обычно здесь следят и за территорией возле своего забора. Штраф за грязное жилище и мусор возле ворот предусмотрен впечатляющий: 20 МРП, или 50 500 тенге.
– До штрафов стараемся не доводить. Честно говоря, никого из физических лиц еще не штрафовали, – говорит аким города Саркана Амантай ОРЫНБЕКОВ. – Просто предупреждаем, а тех, кого предупредили, вносим в базу данных.
По словам акима, грешников в этой базе уже хватает. Гораздо хуже дело обстоит с мусором на улицах. На окраинах можно запросто увидеть огромные мешки с мусором, бумажки, банки и бутылки валяются даже метрах в пяти от православной церкви, что стоит совсем не на окраине.
– Если бы не “биржевики”, не знаю, что бы мы делали, – говорит аким.
Речь о тех, кто получает пособие по безработице и обязан участвовать в общественных работах. Только благодаря им центр и прилегающие улицы небольшого города содержатся в относительной чистоте.
Иное дело в Талдыкоргане. Здесь городские службы не в состоянии даже близко справиться со свинским поведением сограждан. Люди чуть ли не матом пишут в соцсети и местную прессу. Вспоминают об угрозе наказаний даже за плевки, прозвучавшей из уст городского начальства год назад. Однако, как и в глухой провинции, рука, призванная карать, почему-то никак не поднимется...
…Президент в богом забытую глухомань не приехал. Обрадовавшийся было народ сначала огорчился, но потом успокоился.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ