Наперегонки со смертью: как работает Центр медицины катастроф

Во время подготовки этого материала произошло ЧП в воинской части в Жамбылской области, куда представители ЦМК незамедлительно отправились. О том, как работают медики-спасатели по всей стране, – в нашем материале.

Медики-спасатели

– Расскажите, пожалуйста, когда образовался первый Центр медицины катастроф и сколько их на сегодня функционирует по республике?

– Казахстан одним из первых среди стран СНГ создал Республиканский центр экстренной медицинской помощи, который в 1994 году получил свое современное наименование – Центр медицины катастроф. В 2007 году ЦМК был передан из ведения министерства здравоохранения РК в министерство по чрезвычайным ситуациям РК, – отвечает Татьяна ЯРОВЕНКО, руководитель отдела оказания экстренной медицинской помощи ГУ ЦМК МЧС РК. – Наша служба начиналась с небольшой группы медиков, которые работали в составе ЦМК в г. Алматы. В период с 1999 по 2003 год были созданы 11 территориальных ЦМК с функциями оказания экстренной медицинской помощи населению. В 2014 году – еще 5 филиалов ЦМК, в 2017-м – 1. На сегодняшний день ведомственные медицинские подразделения постоянной готовности функционируют во всех областных центрах республики и в 3 городах республиканского значения.

Основной целью деятельности ЦМК определена организация, координация и участие в оказании экстренной медицинской и психологической помощи при ЧС, а также медицинское и психологическое обеспечение персонала аварийно-спасательных служб. В ЦМК круглосуточно функционируют медицинские бригады, в состав которых входят врачи, фельдшеры и водители-санитары. Работа осуществляется на санитарных автомобилях, где имеется всё необходимое оборудование для поддержания витальных функций пациентов: аппараты ИВЛ, портативные модификации кардиологического и анестезиологического оборудования.

– Чем ваша служба отличается от обычной медицинской помощи?

– Медицину катастроф часто считают скорой помощью, но это не так. Это область медицины, задача которой – медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях, в тот момент, когда пострадавшие или заболевшие появляются массово. В подобных условиях зачастую складывается ситуация “один врач – множество больных”. Врач скорой помощи нацелен на оказание медицинской помощи пострадавшим, и это его функция. Врач медицины катастроф – это, прежде всего, организатор и координатор.

Врач медицины катастроф на границе очага ЧС принимает руководство всеми медицинскими силами, обеспечивая в том числе безопасность персонала бригад, определяя места приема и сортировки пострадавших.

В 17 территориальных филиалах ЦМК сформирована 41 бригада экстренной медицинской помощи, они осуществляют выезды на ЧС, пожары и ДТП. Участвуют специалисты ЦМК и в эвакуации пострадавших за границей граждан Казахстана, осуществляют медицинское обеспечение массовых мероприятий политического и культурного уровня, извлекают из снежных заносов, спасают при паводках и наводнениях.

Помимо медицинских бригад основным лечебно-диагностическим формированием ЦМК является полевой многопрофильный госпиталь. По существу, это госпиталь, который принимает первую волну пострадавших при массовом поступлении (при катастрофах или боевых действиях). А потом из него пациентов уже забирают профильные медицинские учреждения. В реальных условиях неоценимую помощь врачи госпиталя оказывали при одном из самых разрушительных паводков в истории современного Казахстана – прорыве плотины в поселке Кызылагаш в 2010 году, где в результате наводнения погибли 43 человека, 300 получили ранения. В результате паводка была нарушена работа всех медицинских учреждений, и госпиталь был вначале единственным действующим лечебным учреждением в зоне ЧС.

4 000 выездов в год

– Сколько вызовов в неделю приходится на крупные города – Алматы и Нур-Султан? Влияет ли сезонность на количество вызовов?

– Всего за период своего 27-летнего существования подразделения Центра медицины катастроф осуществили более 20 тысяч выездов на различные чрезвычайные ситуации, при этом оказали квалифицированную медицинскую помощь около 30 тысячам пострадавших. В среднем в год осуществляется около 4 тысяч выездов.

С наступлением летнего периода значительно увеличивается поток автомобильных транспортных средств. В особенности возрастает интенсивность движения машин на автомагистралях, зачастую водители пренебрегают правилами дорожного движения, нарушая скоростной режим. Вследствие этого чаще возникает вероятность ДТП.

В зимний период – это в основном пожары, отравления угарным газом, извлечение пострадавших из снежных заносов.

По нашей статистике, больше всего выездов приходится на города Шымкент, Алматы и Нур-Султан. Связано это с плотностью населения в данных регионах, а также интенсивностью дорожного движения.

– Какая статистика по видам чрезвычайных ситуаций?

– Преобладают выезды на пожары – 40 процентов, на ДТП – около 25–30 процентов от общего количества.

Одним из важных направлений работы ЦМК в последние 10 лет явилось создание системы трассовой службы. К особенностям ДТП на республиканских автодорогах следует отнести большое количество лобовых столкновений, в результате которых, как правило, несколько пострадавших получают тяжелые шокогенные политравмы. При этом пострадавшие часто оказываются заблокированными в поврежденных машинах, и для их извлечения необходимо проводить экстренные аварийно-спасательные работы. Организацией оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в таких ДТП и стали заниматься специалисты ЦМК.

Была создана устойчиво работающая система из 40 трассовых медико-спасательных пунктов (ТМСП), позволившая организовать систему оказания экстренной медико-спасательной помощи пострадавшим в ДТП на аварийно-опасных участках республиканских магистралей.

Умение оказать первую помощь – элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Но здесь тоже есть свои особенности, четкие алгоритмы. По статистике, более 70 процентов пострадавших в ДТП были бы живы, если бы их не стали трогать, вытаскивать из автомобиля, хаотично переносить. Бездействие же в течение 2–3 минут в случае ранения бедренной артерии неминуемо приведет к смерти от невосполнимой потери крови. Поэтому здесь, конечно, нужны соответствующие знания и навыки.

ЧС: День за днем

20 января 2015 года в 15.40 произошло крушение самолета Ан-2 в районе рудника “Шатырколь” Жамбылской области. На борту находились 7 человек, в том числе – 3 члена экипажа. Единственная выжившая 28-летняя женщина сама позвонила в ДЧС Жамбылской области. В район падения самолета незамедлительно были направлены спасательные подразделения и медицинская бригада ближайшего к месту падения трассового медико-спасательного пункта “Толе би”.

Пострадавшая получила множественные травмы, отмечалась большая кровопотеря, ее состояние было оценено как крайне тяжелое. Незамедлительно ей была оказана экстренная медицинская помощь и осуществлена срочная транспортировка в больницу города Шу. В последующем пострадавшая перенесла более 30 операций. Благодаря усилиям врачей женщину удалось спасти.

3 января 2016 года в ТМСП “Луговое” поступил вызов о том, что в выгребной яме придорожного туалета на 147-м километре трассы Тараз – Шу обнаружен новорожденный ребенок. Бригада экстренного реагирования ТМСП прибыла на место происшествия уже через несколько минут и сразу приступила к спасательной операции. К этому времени в яме ребенок пролежал уже около часа. Достать его через узкое отверстие конструкции оказалось невозможным. Учитывая, что увеличение отверстия может привести к травматизации ребенка обломками фундамента, было решено через отверстие туалета спустить в выгребную яму фельдшера-диспетчера ТМСП. Вся операция заняла около получаса, и в конце малышка, до этого плакавшая, совсем замерзла, не подавая признаков жизни. Но едва фельд­шер поднял новорожденную наверх, заявила о себе громким плачем. После осмотра медиками девочка была госпитализирована. Позже врачи центральной больницы Луговского района сообщили, что, несмотря на небольшое переохлаждение, ребенок здоров, позже она была удочерена приемными родителями. “В критические ситуации люди попадают по глупости”: как пойти в горы и выжить

13 ноября 2017 года в 16 часов 40 минут в трассовый медико-спасательный пункт “Калкаман” Павлодарской области обратился 62-летний водитель-дальнобойщик проезжающего автотранспорта с жалобами на острые боли в области сердца. Медики ТМСП после осмотра пациента и проведения электрокардиографического исследования диагностировали острый коронарный синдром (инфаркт). Поскольку в ближайшей центральной районной больнице отсутствовало кардиологическое отделение, было принято решение незамедлительно госпитализировать больного в специализированное лечебное учреждение г. Павлодара, расстояние до которого от места дислокации трассового пункта составляет около 100 километров.

– И таких случаев можно рассказать много, этим и отличается наша работа от работы городских стационаров, – продолжает Татьяна Яровенко. – У врачей, которые работают в городских больницах, все-таки есть условия, где можно поесть, поспать, помыться и т. д. В полевом госпитале, в очаге ЧС – совсем другое. Это палатка или наша модульная конструкция ТМСП. Минимум бытовых условий. Подобные ограничения надо понимать и принимать. Может возникнуть такая ситуация, что остаешься практически один на один с множеством пострадавших. Рассчитываешь только на свои силы, на то, что ты привез с собой. Это серьезный момент, когда медицинского персонала не хватает, некому даже подать инструмент в экстренной ситуации. Нужно быть к этому готовым.

Звоните “112”

– Зачастую пострадавшим, попавшим в ЧС, требуется не только медицинская, но и психологическая помощь…

– В составе наших подразделений работают психологи, выполняя 2 основные задачи – помощь специалистам аварийно-спасательных подразделений и оказание экстренной психологической помощи людям, которые пострадали в чрезвычайных ситуациях.

Стоит отметить, что и на сегодняшний день ни один вуз Республики Казахстан не готовит специалистов в области оказания экстренной психологической помощи. Все знания и навыки, методические разработки собраны и отработаны психологами ЦМК на практике, непосредственно при участии в ЧС. За весь период работы психологами ЦМК совершено более 3 тысяч выездов, оказана экстренная психологическая помощь почти 6 тысячам пострадавших.

Особо хочется отметить работу психологов ЦМК на телефоне “горячая линия”. Данное направление работы было введено в практику деятельности психологов экстремального профиля в 2013 году.

– Часто, например, в сводках РОСО можно прочесть, что после успешного спасения туриста в горах его передали сотрудникам Центра медицины катастроф, а что происходит с пострадавшим дальше?

– Да, основная задача медицины катастроф – оказание экстренной медицинской и психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Однако зачастую медицинские работники ЦМК наравне со своими коллегами из аварийно-спасательных подразделений МЧС (пожарными, водолазами, спасателями) борются за жизни казахстанцев в сложных и опасных экстремальных условиях: спасают при паводках и наводнениях, пожарах, транспортных происшествиях и даже поднимаются в горы.

Вот один из последних случаев. 22 августа дежурному диспетчеру филиала ЦМК по г. Алматы поступила информация о мужчине, получившем травму в предгорье пика Титова Заилийского Алатау. Из-за сильной боли пострадавший не мог самостоятельно передвигаться. К месту происшествия медицинская бригада филиала направилась вместе с группой спасателей РОСО. Они поднялись наверх к пострадавшему, откуда транспортировали его на носилках, так как движения причиняли сильную боль, и передали мужчину сотрудникам Центра медицины катастроф. Мужчина сорвался вниз, упал на крутой склон и получил многочисленные травмы: перелом правой ноги, перелом правой руки, травму головы. Медики оказали пострадавшему необходимую медицинскую помощь и на специальном реанимобиле эвакуировали в травматологическое отделение Алматинской городской больницы.

– Пришлось перестраивать свою работу в связи с пандемией ковида?

– В период ежедневной напряженной работы, связанной с новой коронавирусной инфекцией, мы не должны оставлять и не оставляем без медицинской помощи пострадавших с травмами различной этиологии и другими заболеваниями, возникшими в условиях ЧС и требующими лечения в стационарах. На экипажи наших коллег станций скорой помощи ложится особенно большая нагрузка. Поэтому многие филиалы ЦМК взяли на себя большее количество выездов на дорожно-транспортные происшествия не только на загородных участках трасс, но и в черте города. Несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, наша главная задача остается прежней – спасение жизни и сохранение здоровья населения, снижение инвалидности и смертности людей в ЧС. В заключение хочется напомнить, что найти медиков-спасателей просто. В случаях угрозы здоровью или жизни людей, когда счет идет на минуты, достаточно набрать единый номер службы спасения “112”.

АЛМАТЫ