“Нам понадобилось 30 лет, чтобы восстановить птицеводческую отрасль, а теперь мы можем лишиться за полгода”: мрачный прогноз

На грани остановки предприятие в Алматинской области, в Караганде 2 крупные птицефабрики также дышат на ладан.

Сигнал SOS от птицеводов

Поводом для разговора с представителями яичной отрасли послужил звонок близкого человека из Петропавловска: “Вчера покупала десяток яиц за 240 тенге, сегодня уже – 290”. “Да вы при социализме живете!”, – воскликнул знакомый из Алматы, покупающий десяток за 500 с лишним тенге, и житель Шымкента – там их отдают за 540 тенге. В столице дары кур 1-й категории продают в пределах 380−434 тенге за десяток.

Президент Союза птицеводов Казахстана Руслан ШАРИПОВ в курсе ситуации:

– Рост цен наблюдается с начала этой недели. Сейчас у яичных производителей тяжелое положение – из-за засухи не хватает кормов, пшеницы 4−5-х классов мало выходит. Несмотря на разгар уборочной, крестьяне не продают ее – ждут, когда поднимется цена. А ведь до 70 процентов себестоимости яйца лежит на корме.

Да, продкорпорация оказывает содействие птицефабрикам и предлагает зернофураж по 90 тысяч тенге за тонну. Но даже такая стоимость является чрезвычайно высокой, поскольку к этой цене нужно добавить расходы на доставку зерна, хранение, погрузку и отгрузку. Таким образом, окончательная стоимость составит более 120 тысяч тенге за тонну. Многие птицефабрики кормят птицу с колес – нашли машину, купили корм, привезли, – говорит Руслан Шарипов и рассказывает, что первой ласточкой нынешней ситуации стало закрытие предприятия “Агроинвест-2015”, бывшей Боровской птицефабрики в Акмолинской области, самой крупной в советское время.

– В год предприятие давало 150−200 миллионов яиц. А из-за голода 60 тысяч кур-несушек из 100 тысяч погибло!.. Два дня с местным руководством мы решали, что делать. То, что осталось на птицефабрике, продадут, людям зарплату выдадут. Две фабрики в Алматинской области – мясная и яичная – на грани банкротства, одну на продажу выставили. В Караганде 2 крупных предприятия в аналогичной ситуации – встали из-за отсутствия оборотных средств, дорогих кормов.

Глава Союза птицеводов напоминает, что в стране, кроме зерновой части, ничего не производится: племенную птицу, оборудование, вакцины, витамины – всё покупают за границей за валюту.

– А курс доллара у нас постоянно растет. Недавно мы и Президенту писали письмо, премьер-министру, министру сельского хозяйства, просили помочь. Нам сократили субсидии наполовину – с 3 до 1,5 тенге за яйцо. Это ничтожно мало, и нужно как минимум вернуть прежние объемы субсидирования. Пойдет под нож: производство яиц в Казахстане может резко сократиться

Также мы предлагаем субсидировать 25 процентов от стоимости приобретенных кормов, так как в действующих Правилах развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции есть норматив по удешевлению стоимости затрат на корма сельхозживотным, а птица к ним относится, – отмечает Руслан Шарипов.

Кроме того, в Союзе птицеводов считают необходимым создать резервный фуражный фонд на закуп кормов в объеме полугодовой потребности, установить годовую цену на продукцию птицеводства с учетом колебаний стоимости – как сезонных, так и возникающих по причине изменения цен на необходимые в производстве ресурсы.

– Я 50 лет проработал в отрасли, и уверенно заявляю: если не будет господдержки, маленькие птицефабрики закроются, а крупные начнут сокращать поголовье. В 90-х из более чем 100 птицефабрик в Казахстане осталось 10. Сейчас у нас 65 птицефабрик, которые в прошлом году выдали более 5 миллиардов штук яиц. Планы были больше, но в Северном Казахстане из-за птичьего гриппа мы потеряли около миллиона поголовья и около 2 миллиардов яиц. Пострадали также предприятия в Костанае и Алматы. Только сейчас удалось нарастить потерянное поголовье, и то на 1 сентября мы недополучили 300 миллионов по стране. В Атырау одна небольшая яичная фабрика закрылась, вторая – уже на грани.

Нам понадобилось 30 лет, чтобы восстановить птицеводческую отрасль, а теперь мы можем лишиться ее всего за полгода, – говорит глава Союза птицеводов.

Убытки, контрабанда и прогнозы

Президент Ассоциации яичных производителей Казахстана Максим БОЖКО прогнозирует, что в октябре цены на яйцо вернутся к весеннему уровню – 350 тенге за десяток.

– Это оптовая цена с птицефабрик. И это тот самый порог, при котором птицефабрики работают не в минус, но при этом и не зарабатывают много. Если себестоимость десятка продукции – 300−320 тенге, а продают по 350, то это всего 10 процентов доходности. Четыре месяца, с мая по август, когда падает спрос, мы накапливаем убытки и должны их компенсировать. Поэтому с сентября по декабрь мы работаем только для того, чтобы вернуть потери.

В январе − апреле цена будет выше себестоимости, потому что будет спрос, лето – опять в минус, и так каждый год.

И каждый год мы говорим об этом Агентству по защите конкуренции, которое обвиняет нас в ценовом сговоре осенью и зимой. Но это не мы поднимаем цены, а рынок. И почему-то никто не приходит к нам в июне – июле с вопросом, почему яйца такие дешевые и почему птицефабрики работают себе в убыток.

А еще каждый год летом к нам приходит контрабандное яйцо из России, что дополняет список проблем. Границы открыты, "серое" яйцо без ветеринарных сертификатов завозится газелями и фурами, НДС индивидуальные предприниматели, импортирующие яйцо в РК, не платят, в статистике не отражаются, – говорит Максим Божко и демонстрирует фото продукции из Алтайского края РФ.

Но самая острая ситуация сейчас с кормами. В начале сентября продкорпорация озвучила закупочные цены: 105−107 тысяч тенге за тонну пшеницы 3-го класса, а сегодня рыночная цена достигла 120 тысяч тенге за тонну. Значит, будут расти в цене и корма, что повысит себестоимость продукции птицефабрик. И яйца могут подорожать до 400−450 тенге за десяток (оптовая цена с птицефабрики).

В отраслевой организации отмечают, что уже с прошлого года снижается объем производства яиц – только за 8 месяцев 2020 года он упал на 8 процентов.

– А в сентябре прошлого года грянул птичий грипп, вследствие чего 5 птицефабрик потеряли поголовье – 25 процентов от всего объема. Поэтому в конце прошлого года резко взлетела цена на яйцо. То же самое может ждать нас и в скором времени, если государство не повернется лицом к яичным производителям, – отмечает Максим Божко.

НУР-СУЛТАН