Общая протяженность автомобильных дорог Алматинской области составляет 9 тысяч 482 км. Из них 2 тысячи 529 км приходится на трассы республиканского значения, на дороги областного и районного значения – 6 тысяч 953 км.
И все они, как заявляется на официальном интернет-сайте акимата Алматинской области, находятся под неусыпным контролем и постоянно ремонтируются. В 2012 году только из республиканского бюджета на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог выделено 2 млрд. 479,5 млн. тенге. В своем ежегодном отчете аким Алматинской области Ансар МУСАХАНОВ сказал, что в 2012-м отремонтировано более 528 км, а в 2013-м на дорожные работы выделено 19,6 млрд. тенге!
На сайте акимата также имеется информация о реконструкции автотрассы Алматы – Талдыкорган, это одна из самых загруженных дорог в области. Ежесуточно по ней проезжает более 10 тысяч машин, а к 2014 году интенсивность потока увеличится на 50 процентов.
Директор департамента Комитета автодорог Министерства транспорта и коммуникаций Алматинской области Абзал АКЖОЛОВ говорит: “Началась реконструкция автомобильной дороги Алматы – Талдыкорган протяженностью более 350 километров. От Талдыкоргана до Капшагая трасса будет четырехполосной, шириной 27 метров. А от Капшагая до Алматы – шестиполосной, шириной 35 метров”.
Реконструкция автодороги Капшагай – Талдыкорган разбита на пять участков. Сейчас работы ведутся на участке от села Шенгельды до конца перевала Архарлы. На это выделено свыше 11 миллиардов тенге.
Вроде бы перспективы прекрасные, да и на бумаге все выглядит замечательно: за 12 месяцев 2012 года освоение средств составило 100 процентов! К сожалению, водители не могут разделить с чиновниками их радость по поводу успешного освоения средств.
Так, на трассе Алматы – Усть-Каменогорск (Талдыкорганская трасса) разбиты не отдельные участки – асфальт испещрен глубокими выбоинами от Алматы до Талдыкоргана! Во власть дорожного кошмара водители попадают сразу после того, как минуют развязку, известную в народе под названием “Капшагайский мост”. Прямо под парадной аркой с надписью “Иле ауданы” (Илийский район) машины поджидают глубокие ямы, рытвины и колдобины! Поэтому приветственный лозунг "Қош келдіңіздер!" воспринимается как издевательство!
Далее на протяжении 265 км до Талдыкоргана водителей и пассажиров ожидает такой “аттракцион”, по сравнению с которым “американские горки” отдыхают…
Всю дорогу водители вынуждены судорожно крутить баранку в попытках увернуться от то и дело возникающих перед капотами выбоин. Такую проверку на прочность способны выдержать далеко не все автомобили: сыплется ходовка, гнутся штоки амортизаторов или ломаются пружины… Как печальный итог – поломанные машины на обочинах. Попытки объехать коварные ямы иногда заканчиваются трагедией. Ведь автомобили выезжают на полосу встречного движения, а там – другие машины… Словом, не езда – сплошной экстрим.
Нельзя обойти молчанием факт практически тотального ограничения скорости на Талдыкорганской и Кульджинской трассах до 50 км в час! Согласно ПДД, на междугородних автодорогах водители при отсутствии запрещающих знаков могут укладывать стрелку спидометра на цифру 90. Но в последнее время знаки, ограничивающие скорость движения на Кульджинке и Талдыкорганской дороге, растут как грибы после дождя! И поскольку в большинстве случаев действие знака с ограничением 50 км в час распространяется от одного до 5 (!) км, а они наставлены один за другим, то поездка из Алматы в Талдыкорган может растянуться до 6 часов!
Когда же водители, не выдерживая медленной езды, начинают давить на газ, их останавливают дорожные полицейские. Причем свое служебное рвение они объясняют исключительно глубокими переживаниями за безопасность дорожного движения. В итоге приходится платить штраф. Но по справедливости за езду по такой убитой дороге областной акимат должен сам выдавать материальную компенсацию за изуродованные машины! Кстати, под многими знаками с цифрой 50 прикреплена пояснительная табличка – “Неровная дорога”. И ведь не поспоришь! Дорога действительно неровная!
К сожалению, начавшаяся реконструкция Талдыкорганской трассы к текущему ремонту дорожного полотна никого отношения, увы, не имеет! Зато, миновав перевал Архарлы, посчастливилось наблюдать, какие меры предпринимают дорожники для улучшения качества трассы: по ней уныло бродил одинокий рабочий с ведром в руке, засыпая глубокие ямы и выбоины… песком! Хотя налоги мы платим исправно, в том числе за использование дорог.
– Когда вместо установки запрещающих знаков и попыток отреставрировать асфальт песком будет сделан реальный ремонт дорог и передвижение по ним не будет хождением по мукам?