Часть первая
С 1 апреля в Узбекистане принят документ, согласно которому граждане освобождаются от декларирования и уплаты всех налогов на средства, вносимые на депозитные счета в банки страны.
Он принят в форме указа президента Ислама Каримова "О дополнительных мерах по либерализации условий и обеспечению гарантий вкладов населения в коммерческие банки".
Однако в условиях современного Узбекистана, когда банковская система находится под жестким контролем центрального правительства, подобное мероприятие может снова оказаться неэффективной кампанией.
Но сначала попробуем понять, почему узбекским властям понадобилось запускать налоговую амнистию именно сейчас - весной 2008 года. По большому счету, дефицит ликвидности узбекская экономика ощутила давно. Отношения с Западом были испорчены в мае 2005 года, когда стороны не сошлись в оценке андижанских событий. Конечно, можно предположить, что по инерции иностранные инвесторы активно работали в этой центрально-азиатской стране вплоть до конца 2005 года.
Весь 2006 и 2007 годы прошли под знаменем усиленного поиска источников финансирования. Накопленный в период до 2005 года инвестиционный капитал довольно быстро ушел из страны, а инвестиционная привлекательность узбекской экономики упала в разы.
Поначалу узбекские власти хотели переориентировать экономику на привлечение инвестиций из Турции, а также азиатских стран, в частности, из Китая, Японии и Южной Кореи. Последние не особо заморачивались по поводу прав человека и общечеловеческих ценностей, казалось, денежные потоки с Запада вполне можно компенсировать азиатскими потоками. Но более внимательный анализ показал, что азиатские инвесторы тоже думают о тех же самых рисках, о которых думают западные.
Специфика бизнеса по-узбекски
Опыт турецких бизнесменов, в свое время скупивших большое количество текстильных предприятий и на их базе построивших свой бизнес, говорит о том, что в Узбекистане отношение к бизнесу кардинально не изменилось. Государственный аппарат был изначально настроен как аппарат подавления инакомыслия в политике и новых решений в экономике. Он должен обеспечить в стране стабильность любой ценой, а так как "стабильность" возвели в ключевой приоритет, ею оправдывались любые карательные действия чиновников и фискальных органов.
Бизнес с начала 90-х годов прошлого века воспринимался узбекскими властями как обслуживающая власть структура. За счет бизнеса велось дофинансирование социальной сферы, хотя победные реляции о росте социальных программ стали для Узбекистана явлением каждодневным и довольно наскучившим.
Из бизнеса сделали марионетку, которая должна была обеспечивать безбедное существование государственного аппарата.
Отсюда и проблемы. Иностранные инвесторы часто жалуются на обилие социальных программ, различного рода торжеств и праздников, куда их в качестве спонсоров привлекают региональные власти. Причем, бизнес не всегда может сослаться на подписанный со стороны узбекского правительства контракт, ибо условия местного законодательства меняются часто, и далеко не всегда их успевают отследить.
Не успел отследить - сам виноват. Поэтому инвесторам регулярно приходится сталкиваться с санкциями, которые в их отношении применяются фискальными органами. Если присовокупить ко всем этим правовым безобразиям фактор повальной коррупции, то становится понятным - вести бизнес в Узбекистане архисложно. Перед инвесторами стоит выбор: или принимать правила игры, диктуемые властями, или работать строго по контракту и, в конце концов, лишиться всего.
Нашумевший случай с американской золотодобывающей компанией, вошедшей в Узбекистан под брендом "Зарафшан Ньюмонт", свидетельствует о том, что рисуемые узбекскими чиновниками инвестиционные сказки про страну, не больше чем пропаганда, причем не имеющая с реальностью ничего общего. Американцы по решению узбекского суда были фактически выдворены из страны, а весь бизнес перешел в руки предприятия-монополиста отечественного разлива - Навоийского горно-металлургического комбината. При этом компанию обвинили в неуплате налогов, от которых, внимание, их освободили узбекские власти.
Такого рода правовой беспредел, безусловно, не способствует инвестиционной привлекательности Узбекистана. Инвесторы давно не доверяют узбекским властям, считая, что последние оказывают на них излишнее административное давление.
Нет выхода - сбрось маму с поезда?
В условиях поступательного снижения инвестиционной привлекательности страны, узбекские власти стараются активнее задействовать внутренние резервы. Понимая важность банковской системы, власти создали ряд льгот для нее. До 2007 года они платили налог на доходы по ставке 12 процентов, а до 2010 года банки освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от предоставления местным предприятиям долгосрочных инвестиционных кредитов, при условии, что прибыль направляется на увеличение собственного капитала банков.
Из налогооблагаемой базы также исключены расходы коммерческих банков на открытие мини-банков и доходы, полученные банками от реализации заложенного ипотечного имущества и от выданных ипотечных кредитов.
Налогооблагаемый доход коммерческих банков уменьшается также на сумму прироста объемов срочных вкладов, остатков на карточных счетах и размещенных сберегательных сертификатов физических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по указанным вкладам.
Для доходов банков, направляемых на увеличение ресурсов фонда льготного кредитования, и для доходов, полученных от предоставления кредитов из этого фонда, сохраняется льгота в виде освобождения от уплаты налога на доходы сроком на 5 лет с момента создания фонда. Согласно решению узбекских властей, фонды льготного кредитования формируются в банках за счет отчисления 25 процентов от объема чистой прибыли.
С 2007 года введен налог на прибыль для коммерческих банков вместо действующего налога на доход в размере 17 процентов. Но эти меры так и не стали эффективным рычагом для привлечения средств населения. Причем, по банальной причине: сбережений у населения не так много, чтобы хранить их в коммерческих банках.
Суть амнистии
Узбекские власти рассчитывают, что объявленная указом президента налоговая амнистия позволит максимально задействовать внутренние резервы. С 1 апреля нынешнего года вплоть до 1 апреля 2009 года банки обязаны принимать от физических лиц-резидентов Узбекистана денежные средства в национальной и иностранной валюте на депозитные счета, включая депозиты на предъявителя. Причем, без ограничений размеров вклада и представления документов, подтверждающих источники их происхождения. При этом средства могут быть внесены в наличной форме либо перечислены с персональных счетов в зарубежных банках.
Предполагается, что правоохранительным, налоговым и другим контролирующим органам республики будет категорически запрещено запрашивать у вкладчиков-физических лиц и обслуживающих их банков различные документы и справки о законности источников происхождения денежных средств и иные сведения, составляющие банковскую тайну.
Власти также постарались слегка тормознуть налоговиков. Поэтому денежные средства, внесенные физическими лицами в банки в указанный период, не подлежат проверкам с их стороны. Деньги, поступившие на депозиты банков, освобождены от всех видов налогов и других обязательных платежей.
Предусмотрено, что вкладчики могут распоряжаться денежными средствами, внесенными на их депозитные счета в банках, по своему усмотрению и без ограничений, при этом банки обязаны гарантировать сохранение банковской тайны по счетам и вкладам физических лиц, а также по совершаемым операциям.
Самое жесткое наказание предусмотрено за незаконное разглашение либо предоставление третьим лицам сведений, составляющих банковскую тайну. Виновные должностные лица будут привлекаться к ответственности в установленном законодательством порядке, вплоть до уголовной.
Однако не стоит забывать, что зачастую самые интересные и необходимые реформы на поверку оказываются очередным блефом или попыткой узбекских властей решить сиюминутные проблемы за счет населения. В Узбекистане подобное происходило с завидной регулярностью…
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.ferghana.ru