Налоги на офшоры: как осложнят выводы миллиардов из Казахстана

За 5 лет, с 2015 по 2019 год, из Казахстана было выведено 86 миллиардов тенге. Такую цифру в служебной записке на имя Президента страны дал его помощник Канат Бозумбаев весной прошлого года, сообщил КазТАГ.

Иначе говоря, в год из страны черными схемами выводят по 17 миллиардов тенге.

В редакцию “КАРАВАНА” попала “Сравнительная таблица по проекту Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения”. Документ расширяет права комитета госдоходов в получении информации о движении денег из страны и в страну. Так, он предлагает обязать коммерческие банки и финансовые организации предоставлять в КГД сведения по лицам, “осуществляющим платеж или перевод денег в государство с льготным налогообложением”. Так образно на бюрократическом языке называют офшорные зоны.

За каждый перевод денег КГД должен брать налог.

Ставка сбора за переводную операцию в офшор до 1 миллиона тенге – 5 процентов от суммы. При переводе суммы свыше 1 миллиона тенге – 10 процентов. Таким способом “смазывается” выгода от вывода денег за рубеж. Но под закон не попадают платежи по займам со ставкой не более 10 процентов и инвестиции.

Когда этот законопроект был в мажилисе, цифры были другими: депутаты предложили установить ставку налога в 15 процентов от суммы перевода. Там же указано, что список офшорных зон определяет Национальный банк. Всего на сайте Нацбанка указана 61 страна и территория. Правда, некоторые территории из списка исключены новым приказом от прошлого года.

На запрос “КАРАВАНА” пресс-служба министерства экономики ответила: “Да, действительно, такой вопрос обсуждается. Он еще на рассмотрении. Изучаются все эффекты и риски, а также международный опыт. Окончательная позиция еще не выработана. Поэтому говорить об окончательных подходах и об эффективности данной меры пока преждевременно”. От дальнейших комментариев в министерстве отказались.

– Судя по документу, власти хотят сделать невыгодным вывод капиталов из Казахстана, – считает налоговый эксперт Дмитрий КАЗАНЦЕВ. – Но больше это относится к юрлицам и сомнительным сделкам физлиц. Для “физиков” на рынке ценных бумаг есть исключения. Главное, чтобы корректно прописали термины, касающиеся инвесторов и клиентов профессиональных участников. Думаю, что они четко понимают: вводить сборы для участников рынка ценных бумаг нельзя, так как это может привести к еще большему оттоку капитала из страны.

– Все эти правила и ограничения, если они будут приняты, будут касаться тех, кто работает только официально. Тот, кто хочет вывезти деньги из страны неофициально, легко может это сделать, – рассказал в интервью “КАРАВАНУ” аналитик международной инвестиционной компании “Exant” Андрей ЧЕБОТАРЕВ. – Сейчас уже не нулевые. Например, можно купить биткойны и на флешке вывезти их за рубеж, где и продать.

Эта схема, кстати, очень распространена в Китае. Поэтому власти КНР поставили всю криптовалюту вне закона. Казахстан же, напротив, облегчил создание майнинговых ферм.

– Чем больше ограничений, тем больше желания скрыть деньги. Надо создавать не преграды, а условия для работы бизнеса, нормальную экономику, чтобы сюда привозили деньги, – уверен эксперт. – При этом мы сами и строим такой же офшор. Это СЭЗ столицы. Компании, регистрирующиеся там, платят гораздо меньше налогов, работают в специальном налоговом режиме и отдельном правовом поле. Это классический офшор внутри нашей страны. В принципе, правильный шаг, чтобы привлечь сюда деньги. И, более того, это работает. Несколько крупных российских компаний перешли сюда полностью. Например, к нам переехал фонд Андрея Мовчана. В итоге получается, что правительство занято 2 противоположными действиями: закручивает гайки для вывода капитала и открывает офшорную зону.

У Казахстана есть проблема с бегством криминальных денег, полученных в числе прочего коррупционными методами.

Но если мы хотим бороться с коррупцией, сначала надо полностью запретить крупные покупки за наличные. У нас же до сих пор можно прийти к застройщику и выложить на стол чемодан денег. И когда застройщик отнесет чемодан в банк, эти деньги банк легализует без лишних вопросов.

Алматы