После того как в Интернете откипели страсти по поводу налога на роскошь и поправок, касающихся “новой таксы” на автомобили и недвижимость, в Сети появилась веселенькая идея: а не пора ли нашим законотворцам ввести налог на наших женщин. Как-никак – национальное достояние, а сколько их забирают иностранцы за тридевять земель… При этом никто не озаботился, какой урон это наносит экономике государства. Дети не рождаются, налоги не платятся. Уж если взялись за пополнение бюджета, то тут все средства хороши, шутят завсегдатаи социальных сетей. На самом деле идея-то не нова. Более 10 лет назад экстравагантное постановление “О государственном калыме” появилось в Туркменистане. Тогдашний руководитель этой страны Сапармурат Ниязов посчитал и установил размер “налога” для иностранцев в 50 тысяч долларов за одну женщину.
Сколько могут стоить иностранцам наши женщины и как можно пополнить бюджет еще, мы решили спросить у разных экспертов. Так, например, экономист Петр СВОИК даже не удивлен, что появляются такие предложения:
– Можно вспомнить старинную байку про Чингисхана, что, пока люди плакали, с них еще можно было что-то брать, когда они начали смеяться – значит брать уже нечего. Последние поправки я воспринимаю драматически. Сейчас судорожно пытаются найти способ пополнить бюджет, но при этом трепетно, как к священной корове относятся к некоторым многомиллиардным источникам. Появление таких шуточных предложений про “государственный калым” обоснованно. Это красивая насмешка над последними поправками.
Представитель Национальной палаты предпринимателей в Сенате Гани КАСЫМОВ, услышав про идею ввести налог на наших женщин, предложил в шутку также ввести налог на воздух. А что, платить будут все:
– Хохмачей во все времена хватало. Я думаю, что тем, кто берет замуж наших женщин, – им доплачивать надо. Это шутка. А если серьезно, то по какому пути мы идем, развиваемся? По светскому. Мы участвуем в мировых процессах. Система открыта. Поэтому ставить любые подобные ограничения – неправильно. Сейчас наши джигиты привозят чужих дам из дальнего зарубежья. Так что процесс этот обоюдный, не только наших дам вывозят. У нас демократичные законы. У всех есть право выехать и вернуться…
Весьма наглядными оказались данные статистики по количеству выбывающих из страны мужчин и женщин. В возрасте от 15 до 64 лет в 2012 году выехало 178 178 женщин, мужчин – всего 115 514. Если посмотреть статистику за разные годы, то выезжающих женщин в экономически активном и детородном возрасте всегда значительно больше. Конечно, не все они вступают в брак, но, согласитесь, цифры наводят на размышление.
У сотрудников загсов свои статистика и взгляд на проблему. Они считают, что в Казахстане частенько выходят замуж за иностранцев, в том числе и потому, что у нас более упрощенная регистрация браков, нежели в других странах. Все, что нужно, – это перевод паспорта, вид на жительство и справка о брачной правоспособности.
Но почему наши дамы охотно выходят замуж за иностранцев? Чем не угодили им местные джигиты?
– Если посмотреть на статистику, то у нас в обществе не такой уж и большой разрыв между количеством мужчин и женщин: доля женщин на 1 августа 2013 года составила 51,8 процента, соответственно мужчин – 48,2 процента от численности 17 миллионов 53 тысячи человек, – говорит социолог Айман ЖУСУПОВА. – Но почему сложилось устоявшееся мнение, что мужчин у нас не хватает, кто-то действительно думает искать женихов за границей? Дело в уровне жизни наших мужчин, есть большой разрыв в образовательном уровне. У нас – 45 процентов сельских жителей. Там ситуация нелегкая. И если женщины бегут в города и здесь ищут удачу, то мужчины чаще остаются в селах, либо, приезжая в Алматы, сидят на Сейфуллина в качестве грузчиков. А у женщин критерии выбора спутника и запросы выше, чем может их дать реальность. Благополучных астанинских и алматинских женихов хватает не на всех. Вот и выходит, что взоры женщин оборачиваются на дальнее зарубежье.
По словам знаменитой казахстанской свахи Натальи ЕРМОЛАЕВОЙ из телепрограммы “Давай поженимся!”, на самом деле наших невест уже повывозили из страны без всякого калыма за эти годы, и спрос на иностранные браки сейчас не такой уж и большой:
– Пик иностранных браков был с 2003 по 2008 год, выехало много наших женщин. Они мечтали выйти за иностранца, думали, что будут за границей как сыр в масле кататься. Потом стали узнавать, что не все так сладко. Иностранцы считают каждую копейку. Многие из них хотят получить в одном лице и поломойку, и красавицу, которая будет еще варить-стирать. Это экономически выгодно им. Наши женщины – универсальные. Их любят почти все иностранцы. Европейки популярны у корейцев и китайцев. Красавицы казашки часто устраивают жизнь с американцами, европейцами, турками. Но мое отношение к “государственному калыму”, о котором вы спрашиваете, такое: я – против, разве можно на любви и чувствах делать деньги? Это я говорю про искренние чувства. А они не всегда таковы. Многие иностранцы просто хотят бесплатную домработницу, бесправную. И вот тут надо уже задуматься.
Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Поэтому мы решили отыскать ее в идее про “государственный калым”. Вникнуть в статистику и посчитать: действительно ли, забирая наших женщин за границу, государству наносится экономический урон. В общем, мы выяснили, сколько стоят наши женщины.
К слову, год назад сенатор Жабал ЕРГАЛИЕВ предложил вообще не выдавать казахстанских девушек замуж за иностранцев. По его мнению, Запад грозит уничтожить генофонд нации.
– Не очень приятно, когда наши девушки, уехавшие учиться за рубеж, там погибают или выходят замуж за кого попало. Сегодня – это девушки, завтра они матери наших детей, матери, которые должны родить здоровое поколение. Разве нас так много, что мы можем позволить отдавать своих девушек чужестранцам? – заявил тогда сенатор и предложил установить контроль над воспитанием девушек. Мы дозвонились до помощника Жабала Ергалиева, чтобы узнать, что депутат думает по поводу “государственного калыма”. И поможет ли это снизить количество браков с иностранцами? Но в этот раз сенатор предпочел воздержаться от комментариев.
Зато другие эксперты с удовольствием поразмышляли на эту тему. Отток невест, по словам социолога Айман Жусуповой, с точки зрения социологии – тревожный фактор:
– В Казахстане мало населения, и любой отток – это проблема. Женщины тем более важны, ведь они рожают. Но рождаемость растет в стране очень слабо. Чтобы вырваться вперед, нужно, чтобы в каждой семье было по три-четыре ребенка. А если женщины уезжают в детородном возрасте – это явный урон. Потом, если она выходит замуж за иностранца и уезжает, то, как правило, это происходит в возрасте, когда она наиболее экономически активна. Где чаще всего заняты женщины? В педагогике, медицине. Там у нас и так кадров не хватает.
По статистике, в Казахстане средняя зарплата женщин составляет 82 625 тенге. Только в виде индивидуального подоходного налога среднестатистическая казахстанская женщина отдает в бюджет больше 8 тысяч тенге в месяц. О том, как важны для экономики страны наши женщины, можно судить и по их вкладу в ВВП страны. Он составил в 2012 году 12 047 742,4 миллиона тенге! Но мы посчитали не только прибыль, но и затраты. Чтобы вырастить невесту, государство вкладывает немалые деньги. Как известно, у нас бесплатное среднее образование. При этом бюджетное финансирование в расчете на одного ученика – 20 тысяч тенге в год, за 10 лет обучения государство в среднем выкладывает 200 тысяч тенге. А если невеста получила высшее образование за счет государственного гранта, то затраты возрастают в среднем почти до 20 тысяч долларов! Также в Казахстане – бесплатная медицина. Финансирование на одного пациента только за простое посещение поликлиники – около 400 тенге в месяц. Также государство позволяет бесплатно родиться, а кому-то повезло ходить в государственный детский сад. В общем, сумма набегает немаленькая. А тут появляется заморский принц. И увозит наше сокровище на благо совсем другой экономике. Вот тут шутки о “государственном калыме” уже заставляют призадуматься.