Нахозяйствовали!

После выхода статьи “Прозаседавшиеся” (“Караван”, № 35 от 27 августа 2010 года), в которой мы рассказали о том, как чиновники полгода (!) уходили от ответа на вопрос, какие коммунальные государственные предприятия создают огромные долги из года в год, в редакцию пришло официальное письмо из управления финансов г. Алматы. В нем сообщалось, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2009 год отрицательный результат – у 12 предприятий, общая сумма убытков – 664 миллиона 562 тысячи тенге.

И кто же в списке аутсайдеров? Все – “знакомые лица”! В голове не укладывается, что в таких “хлебных местах” могут быть убытки.

Но у управления финансов свой взгляд на эту проблему: “Основными причинами убыточности являются как объективные, так и субъективные факторы…” – вот как ответили чиновники!

Мы решили сами взглянуть на эти “факторы”. Проехать, посчитать и задать неудобные вопросы руководителям, чьи “хозяйства” находятся в минусах.

Проклятие валидаторов

КГП “Алматыэлектротранс”. Убыток в 2009 году составил 494 миллиона 276 тысяч тенге.

Это предприятие можно отнести к категории самых злостных должников. Так, в 2008 году убытки предприятия составили 398 миллионов 431 тысячу тенге. Все эти огромные суммы перекрываются за счет бюджета. А значит, что мы, налогоплательщики, – не важно, ездим мы на троллейбусах или нет – оплачиваем расходы этого предприятия. А они у него очень внушительные. В прошлом году – 1 миллиард 362 миллиона 894 тысячи тенге!

Это, к слову, единственное предприятие, которое занимается перевозками граждан “под крылом” управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Алматы. Весь остальной общественный транспорт – в руках частников. Они как-то выживают и бросать это дело не хотят. А значит, имеют неплохую прибыль.

Они могут, а коммунальное государственное предприятие – нет?

А ведь автобусы ездят на бензине, он куда дороже электроэнергии, которую используют троллейбусы и трамваи!

На самом же предприятии “Алматыэлектротранс”, когда мы задали вопрос, откуда такие огромные убытки, дали ответ, который поставил еще больше вопросов, но уже непосредственно к управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

– Чтобы перекрывать все наши затраты, необходимо увеличить тариф на проезд, в среднем он должен составлять 100 тенге, – сообщил для начала начальник управления Талгат АБДРАХМАНОВ.

Но из дальнейшего разговора выяснилось, что проблема сидит намного глубже:

– Троллейбусы полупустые ходят, потому что пассажиров у нас отбирают. Раньше по Сейфуллина ездило 7–8 маршрутов, из них два троллейбусных. А сколько сейчас? Нужно бы упорядочить маршруты, но это акимат должен делать…

Если посмотреть расходы предприятия, то, со слов его управляющего, 20 процентов уходит на электроэнергию, большую часть “съедает” так называемая амортизация – это разрешительная часть документов – без нее никак. Так еще в придачу, как выяснилось, предприятие отдает 6 процентов от своих доходов за валидаторы… Мы посчитали – это более 50 миллионов тенге в год!

В 2008 году было закуплено валидаторов на 37 миллионов долларов (и, кстати, до сих пор не все оборудование установлено). Но в любом случае за все прорехи расплачиваемся мы – обычные налогоплательщики. Коммунальное предприятие платит за валидаторы, уходит в минуса, а те перекрываются за счет бюджета. Вот такая цепочка.

В запасе еще несколько сотен миллионов!

КГП “Алматыжер”. Убыток в 2009 году составил 99 миллионов 387 тысяч тенге

Встретить в списке убыточных предприятий “Алматыжер” мы, если честно, не ожидали. В период строительного бума от каждого изъятого у алматинцев участка под “государственную нужду” это предприятие откусывало свой процент. При этом стоимость сделок пестрила такими нулями, что голова кругом шла.

Но… Скатываться в категорию “убыточных” “ Алматыжер” начал еще в 2008 году, уже тогда он по результатам финансового года вывел в отчете: минус три с половиной миллиона тенге. В чем же дело?

– Кризис на строительном рынке, – сообщила заместитель директора Айнаш ДЖАИКОВА. – Сейчас сноса нет. Там, где финансирование из бюджета – та же объездная дорога, – мы получаем даже меньше одного процента. Для коммерческих структур у нас установлено 3 процента от выкупаемой суммы. Но обращений очень мало. А расходы у нас большие, хоть мы их и сокращаем. У нас было 350 человек, осталось 89. Официальная заработная плата первого руководителя у нас 130 тысяч тенге, а средняя заработная плата – 50 тысяч тенге. За коммунальные мы раньше платили около миллиона, сейчас почти в два раза меньше платим, освободили часть помещения.

– Как же вы существуете? – посочувствовали мы.

– В 2007-м мы получили около 360 миллионов чистой прибыли. Отдали 50 процентов акимату, это по постановлению… Из оставшейся с прошлых лет прибыли мы покрываем расходы. В запасе еще есть несколько миллионов…

Возникает вопрос: а зачем вообще нужна посредническая фирма, чьи услуги стали не востребованы? И не получится ли так, что накопленные миллионы закончатся скоро, а убытков накопится столько, что их в одно прекрасное время придется “списывать” – опять за счет налогоплательщиков?

Реклама у нас… бесплатная!

КГП “Алматыжарнама”. Убыток в 2009 году составил 27 миллионов 98 тысяч тенге

Самое удивительное – предприятие, которое “рулит” рекламными баннерами в городе, тоже сидит в минусах. Может, рекламу бесплатно размещают?

Мы позвонили в одно из агентств, которое занимается изготовлением и размещением наружной рекламы. Когда спросили про бесплатное размещение, нам просто рассмеялись в трубку:

– Как же, бесплатно! На разных улицах – разная цена. На Тимирязева, например, в месяц аренда будет 210 тысяч тенге плюс 60 тысяч за разрешение.

– А если самим пойти прямо в “Алматыжарнама”? – поинтересовались мы.

– Выйдет дороже тысяч на 20… – пояснили нам.

Когда же мы позвонили непосредственно в коммунальное государственное предприятие, нас заверили: размещение рекламы бесплатное, дескать, только налоги надо заплатить. Никаких очередей, просто надо собрать документы по списку…

Даже не верится!

Кому это выгодно?

Подобные ситуации практически на каждом ГКП, которые вошли в список, предоставленный нам Алматинским управлением финансов. Вот, например, “Биржа труда”, в 2009 году “наработала” убытков на сумму 20 миллионов 213 тысяч тенге. Из разговора с сотрудниками предприятия выяснилось, что зарабатывают они на тендерах, ведь денег с граждан за трудоустройство не берут. Но и тендеры неплохи! Чего только стоила “Дорожная карта”! Может, расходы велики? По отчету – 22 миллиона 552 тысячи тенге. При этом, как признались нам сотрудники биржи, большая часть идет на аренду помещения. А занимает это предприятие почти 600 квадратных метров!

Или вот, например футбольный клуб “Кайрат”, – убытков на 10 с лишним миллионов! И сказать, что спортсмены мало зарабатывают, нельзя: в 2009 году они получили доходы в размере 139 миллионов! У них просто расходы больше…

Еще больше загадок вокруг Дворца Республики, Центрального стадиона и КГП “Медеу”. Они тоже в постоянном убытке.

Может, дело в плохом менеджменте? Тогда нужно менять управленцев.

Ведь если существуют убытки, значит, это кому-нибудь нужно, перефразируем мы классика. Иначе как это объяснить?

Александра МЫСКИНА