Найти работу по-прежнему непросто!

Тревожная информация начала поступать из регионов сразу же после 1 июля, срока, объявленного как начало реализации программы (мы писали об этом в “Караване” от 15 июля 2011 г.).

Но теперь жалобы носят уже системный характер. Суть их одна: люди обращаются в центры занятости – и не находят там обещанной поддержки в поиске работы, получении микрокредитов для открытия своего дела, переезде из экономически депрессивных регионов. Не дают им и гарантий трудоустройства после окончания курсов. Что же происходит?

Мы попробовали разобраться в ситуации с помощью начальника управления политики занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Виктора БУССА.


Из беседы с нашим экспертом стало ясно: сбой пошел с самого начала. Приступить к реализации программы 1 июля не получилось, поскольку пакет документов, регламентирующий работу центров занятости, механизм их действий, поступил из правительства только 28 июля. То есть почти месяц заявления на участие в программе сотрудники центров не принимали!

Сейчас ситуация вроде бы изменилась. Однако почему люди, придя в центры занятости в поисках работы, уходят ни с чем?

– Ну, во-первых, не все и не всегда уходят ни с чем. Три с половиной тысячи безработных казахстанцев за это время трудоустроены через центры занятости. Конечно, не столько, сколько хотелось бы, однако результат есть. Второе: чтобы была возможность предлагать большее количество вакансий, нужно идти к работодателям, искать эти рабочие места. Для этого и создавались центры занятости. Однако пока эту функцию в полном объеме они не выполняют.

Виктор Эвальдович пояснил “Каравану”, что штат созданных центров набран в основном из людей, не имеющих опыта работы в этой сфере. Да, они прошли обучение, но даже после подготовки многие показывают весьма слабое знание законодательства, не говоря уж об элементарных знаниях психологии. В общем, “зацепилась” программа на взлете за “человеческий фактор”.


Программа занятости-2020 предполагает создание социальных рабочих мест. В чем суть идеи?

Первые шесть месяцев 50 процентов зарплаты работнику, принятому на такое место, оплачивает государство. Следующие три месяца субсидия составляет 30 процентов и последние 3 месяца – 15 процентов. “Дорожной картой” в 2010 году такие места тоже предусматривались, но зарплата была фиксированной: из бюджета – 20 тысяч, значит, от работодателя столько же, и зарплата в итоге не превышала 40 тысяч. Сейчас иначе. 50 процентов “бюджетных” работнику будет оплачено при любой зарплате, даже если работодатель установит “планку” в 60 или 80 тысяч тенге. И срок субсидирования продлен до 12 месяцев.

– Тем самым мы даем возможность работодателю присмотреться к профессиональным и деловым качествам людей, которые приняты на социальные рабочие места, – поясняет Виктор Бусс. – И увеличиваем шансы работника проявить себя, закрепиться.

В этом году планировалось создать 9 тысяч таких рабочих мест, но уже приступили к работе 10,7 тысячи человек. Средняя заработная плата – 45 тысяч тенге. С количественными показателями вроде неплохо. Однако есть здесь и свои “но”.

В некоторых регионах работодатели отнеслись к этому потребительски – как к полудармовой рабочей силе. В Жамбылской области, например, вообще идут на заключение социальных договоров только на полгода – то есть на период максимального субсидирования.

– Нас это совершенно не устраивает! – говорит руководитель управления политики занятости. – У нас другая цель: людям, слабо защищенным на рынке труда, нужен более продолжительный адаптационный период.

Насколько вообще будет эффективным этот механизм, покажет время, считают в департаменте занятости. А пока намерены работать по организации социальных рабочих мест.

Центры занятости должны доводить информацию до работодателей, собирать от них заявки на создание социальных рабочих мест, в акиматах определят, с кем можно заключать договоры, а с кем не стоит, – и планировать финансирование на будущий год.

Пока в реализации этого направления программы участвуют 2296 работодателей.


Есть на рынке труда вакансии, которые не заняты только потому, что недостает квалифицированных работников. Профессионалов ждут в сфере строительства, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Планировалось, что на свободные рабочие места придут люди, окончившие краткосрочные курсы повышения квалификации или переподготовки. Однако на такие курсы народ идет почему-то неохотно. Так, во всяком случае, информируют из регионов.

Острая нехватка квалифицированных специалистов обозначилась, например, в таком масштабном проекте, как строительство дороги Западная Европа – Западный Китай.

– Для работы на дорожной технике приходится привлекать иностранную рабочую силу. К сожалению, не можем подобрать людей, чтобы подготовить их.

Эта информация, признаться, удивила: еще в июле в “Караван” звонили экскаваторщики из Жамбылской области, слезно просили подыскать им работу в любом регионе страны. Однако в центре занятости, куда они обращались, им ничего не смогли порекомендовать! Так, может, дело вовсе не в людях, якобы не желающих учиться или работать? А в том, что чиновники просто не сообщают им об имеющихся возможностях?


Программа предполагает выделение дешевых микрокредитов – до 3 миллионов тенге для организации или развития своего бизнеса безработными, самозанятыми и малообеспеченными казахстанцами. Декларировалось, что приоритетное право – у молодежи и сельских женщин. Но из всех регионов идут жалобы: кредиты дают преимущественно уже действующим предпринимателям. Хотя у них есть возможность кредитования по другим программам.

Как всегда, у людей возникают проблемы с залогом. Проблему могли бы решить кредитные товарищества, когда кредит берется под коллективную ответственность, но не все новички в бизнесе с этим механизмом знакомы.

Об условиях кредитования. Изначально поступившие из казны в регионы деньги под 0,01 процента, естественно, доходя до конечного заемщика, обрастают ставками и маржой микрофинансовых организаций.

Условия кредитования очень разнятся по регионам: от 4 процентов в ВКО до 8,15 процента в Карагандинской области. Средняя ставка – 6 процентов. Минсоцзащиты это, впрочем, пока беспокоит мало, тут считают, что “на местах виднее, кому выделять кредиты”:

– Желающих получить кредиты уже больше, чем возможности их предоставить. С учетом этого на будущий год предполагается выделить на микрокредитование уже 10 миллиардов тенге (в этом предусмотрено 3 миллиарда).

Может, на следующий год, следуя просьбам из регионов, стоит определить доли – какими средствами поддержать уже действующий бизнес, а какие предусмотреть на организацию нового? Вряд ли позиция “на местах виднее” здесь оправданна.


– Поскольку у нас 2011 год является “пилотным” по реализации программы занятости, мы вскоре хотим подвести уже некоторые промежуточные итоги, – говорит начальник управления политики занятости населения Минтруда и соц. защиты населения Виктор Бусс. – Проанализировать, понять причины того, почему у нас не все пошло так, как планировали. Мы очень большую подготовительную работу провели. Но вопросами, связанными с реализацией программы, занимаются не только органы занятости. Здесь задействованы и строительная, и предпринимательские сферы, и органы образования, и сельское хозяйство. Уже сейчас видим: недостает взаимодействия.

В департаменте занятости уже сейчас видят в реализации программы немало просчетов. Собирают информацию из регионов, перепроверяют, находя большие несоответствия с действительностью. Сейчас очень важна полная и реальная картина – как и куда движется программа. Что мешает? Какие механизмы нуждаются в упрощении, коррективах?

Уважаемые читатели! 

Очень полезны были бы ваши предложения и пожелания. Если вам есть чем поделиться, обращайтесь к нам в редакцию. Или же на бесплатный телефон информационно-справочного центра Министерства труда и социальной защиты населения 1411 (без набора кода).

 Астана