Наглые проектировщики хотели умыкнуть 42 миллиарда из бюджета Алматы

На совещании в акимате Алматы заместитель акима города Болат САУРАНБАЕВ сразу предупредил представителей проектных организаций, строительных компаний: разговор будет не из лицеприятных.

– Наши проектные институты до сих пор проектируют, не вникая, что проектируют. Качества нет, экономии нет, им лишь бы проектные дела сдать и отчитаться. Огромного количества проектов теперь уже не будет, – предупредил он.

В качестве примера, когда “делали на глазок”, привел строительство детсадов, когда из-за ошибок в технической документации пришлось строить дополнительные подпорные конструкции. Так, в одном из детских дошкольных учреждений на полтора метра ниже посадили стены. А в Турксибском районе спроектировали школу, где по документам значилось сейсмоустойчивое перекрытие из плит. Но по факту оно оказалось… каркасно-камышитовым. В школе № 85 проектировщики недоложили 65 тонн металлоконструкций.

В городе работает 283 проектных института. Со слов замакима, имеются факты, когда такие организации возглавляют химики, физики, биологи, историки, но не проектировщики. Неудивительно, что одной из компаний проект возвращался на доработку целых 5 раз!

Миллион пишем, десять – в уме

Директор филиала РГП “Госэкспертиза” по г. Алматы Саябек ЛЕКЕРОВ отметил: за 2015 год в “Госэкспертизу” поступило 723 проекта, из которых 77 возвращены на доработку.

– Это очень большая цифра, – подчеркнул он.

Общая заявленная стоимость проектов составила 867 миллиардов тенге. Однако после прохождения экспертизы стоимость была снижена на 49 миллиардов. В том числе по государственным инвестициям – на 42 миллиарда 688 миллионов тенге. Кто же отличился “зверским аппетитом”? Саябек Лекеров привел следующие примеры. Так, в проекте “Строительство канализационного коллектора от горнолыжного комплекса “Кок-Жайляу” в Алматы, участок от экопоста по улице Дулати до места врезки, заявленная стоимость составляла 1 миллиард 276 миллионов тенге. После экспертизы стоимость проекта снизилась на 808 миллионов тенге. В детский сад западнее поселка Акжар без наружных инженерных сетей проектировщики заложили 1 миллиард 719 миллионов тенге. Эксперты понизили стоимость на 654 миллиона тенге. Строительство дорог в микрорайоне “Жас Канат” могло обойтись государству в 1 миллиард 531 миллион тенге. Но, как оказалось, дороги можно построить почти в два раза дешевле – за 707 миллионов.

Например, общее количество проектов по заказу ГУ “Управление энергетики и коммунального хозяйства Алматы” составило 173 – на сумму 90 миллиардов 384 миллиона 670 тысяч тенге. После экспертизы снижение произошло на 9 миллиардов 492 миллиона 530 тысяч тенге. По 73 проектам, заказчиком которых выступило управление строительства, эксперты рекомендовали снизить стоимость на 5 миллиардов 573 миллиона.

“Похоронить” хотели 42 школы”

– Сколько стоит построить общеобразовательную школу? – поинтересовался Болат Сауранбаев. Когда получил ответ – миллиард тенге, не выдержал: – 42 школы “похоронить” хотели…

Мы-то понимаем, что он имел в виду, – не будь эксперты столь скрупулезными, сэкономленные по проектам 42 миллиарда тенге просто утекли бы как вода. А на них можно построить 42 школы, которых так остро не хватает мегаполису!

А еще на эти деньги, как оказалось, можно построить целый микрорайон! Да много еще чего полезного. Понимаем, что делить шкуру неубитого медведя рано, деньги-то не были освоены. Но ведь их заложили проектировщики, и смеем предположить, рассчитывали на то, что экспертиза даст добро!


На сэкономленные деньги можно построить 42 школы,
которых так остро не хватает мегаполису

Среди наиболее частых замечаний к проектам – отсутствие геологического разреза, некорректное армирование фундамента. Многие будущие здания оказались недоступными для инвалидов, в некоторых не хватает эвакуационных выходов или элементарно – окон и дверей. Но самое страшное, что в сейсмоопасном регионе пытаются строить здания, которые далеки от понятия “сейсмостойкое строительство”. Интересно, сами сотрудники проектной организации отправили бы своих детей учиться в такие школы? Сомневаемся!

Экспертиза выявила и необоснованное применение импортных материалов. Были случаи, когда компании лоббировали интересы поставщиков и завозили турецкие, китайские материалы, сообщил Сауранбаев. Хотя можно было бы обойтись и отечественными, что в разы дешевле.

Всего по проектам обнаружено 29 тысяч 727 существенных отклонений от норм проектирования. В среднем – по 200–250 замечаний на один проект. А есть случаи, когда 500.

– Надо улучшать качество проектирования, – скромно резюмировал Саябек Лекеров.

“Всё, эта лавочка прикрыта!”

Руководители управлений, в чьи полномочия входит контроль за строящимися объектами, получили замечания от заместителя акима. Тех, кого он вызывал на ковер, в свое оправдание говорили общие фразы: мол, работаем, выявляем, будем наказывать…

– Прекращайте такое отношение. Огромное количество аффилированных проектных институтов, строительных компаний. Всё, эта лавочка прикрыта! Работайте над каждой копейкой, экономьте бюджетные деньги! – указал Болат Сауранбаев.

В черный список попали 24 недобросовестные проектные организации, которые рискуют лишиться лицензий и потерять работу. Еще восемь компаний подлежат проверке на предмет соответствия квалификационным требованиям. Полный список нарушителей опубликован на сайте городского акимата Алматы.

А дома съедает плесень…

Участники совещания поднимали и такой вопрос: будет ли кто-то отвечать за брак, допущенный при проектировании, строительстве в прошлые годы? Ведь в городе есть школы, у которых “пропущены” окна, двери, протекают крыши, проседает фундамент. Замакима рассказал о школе № 26, которая, по его словам, в результате допущенных ошибок непригодна для занятий, а дети учатся в пристройке.

Мы не эксперты. Но можем предположить: наверное, не случайно происходят аварии на одних и тех же водопроводах, теплосетях, разрушаются дороги через два-три года после их капремонта.

Мы прекрасно знаем, какие мучения испытывают жильцы отдельных домов, построенных в микрорайоне “Кулагер”, по улице Саина по программе дешевого жилья. В результате многочисленных нарушений в проектировании и строительстве квартиры съедает плесень, разрушаются стены, потолки, ступени лестничных маршей. А относительно новый дом по улице Гоголя, рядом с Центральным парком культуры и отдыха, – и вовсе памятник разгильдяйству городских строителей и тех, кто принимал этот дом, разрезал ленточку.

Мы – алматинцы – хотим жить и работать в безопасных зданиях, безопасном городе. Надеемся, недобросовестные проектировщики, как и застройщики, впредь будут наказываться жестко, как пообещал господин Сауранбаев.

Интересно, сколько проектов с браком прошли экспертизу за последние 10 лет? А сколько избушек “на курьих ножках” построено по таким проектам?

Алматы