А может, это чувство возникает от взмаха крыльев гигантского беркута, который воспарил над нами у входа в музей. Выше лишь золотой шар – солнце. Каждые два часа птица взмахивает крыльями, купаясь в переливах света. Аналогия в мыслях возникает сразу же: беркут “сошел” с государственного флага.
– С первых минут посетителям предстоит экскурсия по истории Казахстана с глубокой древности до наших дней, – говорит экскурсовод Айнур НУРГАЛИЕВА.
На это настраивают и картины известного художника Ерболата Толепбая, встречающие посетителей в первом зале. Триптих “Мәңгілік ел” – “Жанарған дала”, “Аңырақай”, “Тағдыр” – повествует об истории страны со времен Казахского ханства, о драматичном ХХ веке и современной эпохе.
По словам экскурсовода, посетителям порой недостаточно нескольких часов, чтобы увидеть все. Неудивительно – размеры музея поражают. Он состоит из семи блоков от 2 до 8 этажей. Площадь – 74 тысячи квадратных метров, что выводит его в десятку крупнейших музеев планеты – наряду с российским Эрмитажем, французским Лувром, Метрополитеном из США, нидерландским Рейксмьюзеумом… В Национальном музее Казахстана выставлено более 500 экспонатов из пяти тысяч, хранящихся в фондах. Они представлены в хронологической последовательности: каменный век, эпоха бронзы, ранний железный век, средневековье… Экспозиция начинается с выставки каменных орудий труда, которым 2,5 миллиона лет! Именно с этой поры в урочище Каратау древний человек начал обживать территорию Казахстана. Более ранние находки – кости мамонтов, носорогов и динозавров, обнаруженные в Павлодарской и Костанайской областях.
Как сообщил научный сотрудник зала древней и средневековой истории Руслан ДУВАНБЕКОВ, скоро здесь появится пещера, в которую посетители смогут войти и увидеть быт людей древнекаменного века:
– Эта пещера ничем не будет отличаться от натуральной. Для усиления эффекта реальности в ней будут транслироваться фильмы о жизни и быте древних людей.
Одна из самых интереснейших экспозиций – эпоха энеолита, ее экспонаты выставляются впервые. В частности, жилища, наполовину уходящие в землю. Причем при их постройке не было использовано ни одного гвоздя! Поселение Ботай, обнаруженное известным ученым Виктором Зайбертом в 1980 году, получило всемирную известность как место, где впервые на планете Земля была одомашнена лошадь.
– О том, что в Северном Казахстане впервые была одомашнена лошадь, свидетельствует большое количество артефактов, – говорит Руслан Дуванбеков.
Из древности мы попали на средневековую улицу: по обе стороны раскинулись лавки с пряностями и фруктами, а над ними – верхние этажи, видимо, там жили торговцы. Кажется, вот-вот раздастся крик тех, кто продает заморские пряности, и улицу наполнит гул торгующихся покупателей. Удивительно, но здесь ощущаешь погоду: по импровизированному небу плывут облака, вокруг ясно и солнечно. Искусственное небо точь-в-точь повторяет погоду за пределами музея.
Следующим по хронологии нас ожидал зал истории Казахстана. Казалось, что слышится звон джунгарских мечей и снаряжения батыров, вставших на защиту родных степей. Прищуренный взгляд вдаль легендарного Абылая, накинувшего на плечи чапан, сшитый почти 300 лет назад. Взгляд задумчивый и тревожный, предвидевший, какие перипетии ожидают его народ.
Атмосферу не менее трагичной эпохи ХХ века передают документы, списки репрессированных в сталинскую эпоху. Зал оснащен современными мультимедийными технологиями, на девяти экранах транслируются видеофильмы, посвященные событиям с 1917 по 1986 год.
Продолжает хронологию зал независимости Казахстана. Из зала исторического я шагнула в самый настоящий казахский аул! Вдали кипела его жизнь, виднелись табуны пасущихся в степи лошадей. Эффект присутствия создавал видеофильм с традиционным ландшафтным окружением.
Но, пожалуй, вся роскошь истории собрана в зале золота. Все, о чем веками молчали курганы и могильники, заговорили музейные стеллажи. Пройдя мимо дерева, украшенного разноцветной инсталляцией, попадаешь в пещеру с золотыми приисками в натуральную величину. Так начинается зал золота.
– Визитной карточкой музея является Золотой человек, ставший не только ярчайшим образцом сакского искусства “звериного стиля”, но и символом независимого Казахстана, – поясняет экскурсовод Айнур Нургалиева. – По качеству исполнения и обработки металла ученые приравнивают золотые изделия древних кочевников к мировым шедеврам.
Правда, в зале золота выставлена копия Иссыкского воина. Оригинальными являются отдельные элементы снаряжения Золотого человека. Останавливаемся на последней находке: реконструкции захоронения Таксайской принцессы, обнаруженного в Западном Казахстане в 2012 году. Это одно из самых древних “золотых” захоронений, которое относится к VI–V векам до нашей эры. И одеяние, и головной убор принцессы были украшены золотом. В могильнике найдено 88 ювелирных украшений!
– Длинные волосы принцессы украшал деревянный гребень, аналогов которому нет, – рассказывает экскурсовод. – На гребне изображена битва между персами и сарматами. Этот предмет сохранился чудом, ведь само захоронение было предано огню.
В музее можно увидеть и предстающую во всем великолепии столицу. Растут один за другим многоэтажные дома, зеленеют кроны деревьев и журчат самые настоящие фонтаны!
Найти свое в музее могут и ценители современного искусства. Здесь выставлены работы казахстанских и зарубежных художников и скульпторов. Экспонаты, от которых не хочется уходить, словно питают энергией.
– Здесь планируется постоянно проводить выставки ведущих музеев мира, – отметила пресс-секретарь Национального музея Асия КУЗЕМБАЕВА. – Также предусмотрены помещения для научно-исследовательского института, реставрационных мастерских, лабораторий, фондохранилищ, библиотеки, конференц-зала.
Покидая музей, отметила, что экскурсия заняла четыре часа вместо запланированных двух! Вместе с тем не покидали смешанные чувства: впечатления от монументальности и полноты до ощущения чего-то недосказанного. Хотелось вернуться, еще раз всмотреться в экспонаты, прикоснуться к ним душой. Они сказали еще не все...
Астана