– Для ВГИКа Казахстан – родной и близкий. В годы войны Алма-Ата приютила и педагогов, и студентов нашего института, – сказал ректор ВГИКа Владимир МАЛЫШЕВ, к слову, окончивший вечернюю школу под Семипалатинском. – У нас сохранились хорошие связи и на современном этапе. У нас отучились 20 студентов по программе “Болашак”, сейчас из Казахстана учатся 10 студентов. Кинообразованию надо уделять больше внимания, чтобы за всеми этими технологиями не потерять особенности национального кино.
Председателем жюри “Бастау” выступил известный российский кинорежиссер Вадим АБДРАШИТОВ (на фото), он жил и учился некоторое время в Казахстане. Кстати, свою первую награду он получил за “Репортаж со свадьбы” на студенческом кинофестивале: “Это я помню ярче, чем что-либо другое”.
Несмотря на то что времени на подготовку фестиваля было немного, отозвались участники из 15 стран. Основная тематика “Бастау” – этнокультурное кино.
– Такое кино в основе своей – гуманистическое, несущее заряд добра и справедливости, заполненное духовностью, – говорит президент фестиваля Сергей АЗИМОВ. – Кино ни в коем случае не должно выдавать желаемое за действительное, но даже в самом жестком кино должен быть свет в конце тоннеля, глоток воздуха. Фильмы, где беспросветная жестокость, – это не этнокультурное кино, это эксплуатация этнографии.
В первый же день кинофестиваля был подписан меморандум о создании Ассоциации киношкол мира. Это должно позволить студентам ездить на практику в другие страны, участвовать в мастер-классах.
– Профессиональное кинематографическое братство нашего поколения было, есть и будет, – продолжает Азимов. – Несмотря на то что мы разбежались, духовная связь существует. И если молодые кинематографисты начнут свое общение сегодня, завтра это даст толчок развитию кинематографа региона.
Обладателем Гран-при первого кинофестиваля “Бастау” стала игровая картина “Раджу” германского режиссера Макса Захла. В номинации “Лучший анимационный фильм” победила лента казахстанца Адая Абельдинова – “Аңшы”. А в секции документальных фильмов не было равных работе Светланы Тимошенко из Украины “Серенада Боярской долины”.