Об этом сообщает КазТАГ.
«Пока при тех объемах производства, которые у нас в стране есть, то есть 2-3 года, мы совершенно спокойно можем скупать полностью объем. Если в какой-то момент мы поймем, что золота у нас слишком много, тогда мы предложим этот порядок каким-то образом поменять», - сказал Г. Марченко на ежемесячной пресс-конференции в среду.
Он пояснил, что, отказавшись от покупки всего объема золота, Нацбанк может покупать только часть производимого в стране драгметалла, а оставшуюся часть производители будут продавать на внешнем рынке. «Или можно сделать проще: мы сами часть золота на внешнем рынке из своего портфеля будем реализовывать – это гораздо проще. Тем более понятно, что больше половины золота физически все равно хранится за пределами страны», - отметил глава Нацбанка.
По его словам, причин этого решения несколько. «Рынок либерализирован достаточно давно, наши производители все вывозили в виде сплава «Доре». И за последние шесть лет нам (Национальному банку – КазТАГ) никто золота не продавал», - сказал Г.Марченко.
Из приведенной им статистики следует, что в среднем в год из страны вывозилось 30 тонн сплава «Доре», состоящего золота и серебра, других побочных металлов, включая платину.
«Из 30 тонн сплава «Доре» в среднем должно получаться 20 тонн аффинированного золота. Получалось почему-то 13-14 и куда девалась платина и другие попутные металлы – это тоже очень философский вопрос», - пояснил глава Нацбанка.
Г. Марченко надеется, что новый порядок, предусматривающий переработку и аффинаж всего золота, произведенного в Казахстане, и его дальнейшую покупку Национальным банком, будет введен в действие с 1 января 2012 года. В настоящее время, как было сказано, «отрабатывается» единый стандарт договора.
«У всех будет одинаковый договор, сейчас он отрабатывается. (…) Наша позиция очень простая: договор должен быть один для всех, цена должна быть договорной. Там есть три варианта установления цены, сейчас все это обсуждается», - отметил он.
Что касается строительства аффинажного завода «Самрук-Казына», то такой вопрос, считает глава Нацбанка, требует дополнительного обсуждения, потому что мощности, которыми располагают «Казцинк» и «Казахмыс», позволяют переработать все золото на 2-х аффинажных заводах. Два этих предприятия могут производить более 40 тонн аффинированного золота, тогда как в этом году будет получено более 20 тонн золота.
«Та схема, которая будет действовать, она будет абсолютно прозрачна. Более того, мы готовы за свой счет создать независимую лабораторию, например, в Усть-Каменогорске, потому что она рядом с «Казцинком». (…) Думаю, что и аффинажный завод, и производители будут заинтересованы в том, чтобы была независимая лаборатория. (…) То есть тогда все будет понятно, открыто и никто не будет друг друга обвинять в том, что там есть какие-то возможные схемы или укрывание какого-то объема золота и попутных металлов от налогообложения», - подчеркнул Г.Марченко.
При этом он выразил уверенность, что проводимая работа завершится в очень короткие сроки, в том числе будет создан типовой договор и до конца года будет развернута лаборатория.