Мы, честно сказать, были рады, когда такое письмо получили. Это показывает – “Караван” внимательно читают в государственных органах. Ведь бывает так, что к Национальному банку официально обращаешься с запросом, а ответа дожидаешься довольно долго. А тут не успел выйти очередной номер, и вот уже мы получаем письмо!
Письмо, подписанное директором департамента оргработы, внешних и общественных связей Нацбанка РК Александром ТЕРЕНТЬЕВЫМ, хочется привести почти полностью: “Национальный банк РК считает аргументацию, изложенную в статье А. Урманова “Рыба ищет где глубже. Ракишев – где надежнее?” касательно оттока капитала из Казахстана и его масштабов, ошибочной и необоснованной”.
Автор статьи указывает на то, что “… По словам председателя Национального банка РК Григория Марченко, по итогам 9 месяцев 2011 года, по частному сектору чистый вывоз капитала из страны составил 65 миллионов долларов. А вот, по подсчетам международной организации Global Financial Integrity, с 2000 по 2008 год из республики незаконно вывезено 126 миллиардов долларов.
Во-первых, касательно использования в статье оценки чистого оттока капитала из частного сектора за 9 месяцев 2011 года. НБ РК стабильно проводит аналитические работы по оценке объемов оттока капитала из страны и размещает как годовые, так и квартальные данные с 2007 года, кроме того, на сегодняшний день имеются данные за I полугодие 2012 года. Так, по данным платежного баланса Казахстана за I полугодие 2012 года, сложился чистый вывоз капитала частным сектором в размере 2,1 миллиарда долларов США.
Во-вторых, касательно использования информации Global Financial Integrity (далее – GFI). В последнее время многие СМИ используют для аргументации данные исследования GFI по нелегальному оттоку капитала. Эксперты НБ РК изучали методологию GFI сразу после опубликования данного исследования (2011 год) и категорически не согласны с тем, как она применялась по отношению к Казахстану. В частности, GFI значительно завышает объемы нелегального оттока капитала, так, при расчете источников капитала был допущен двойной учет межфирменной задолженности, а при расчете использования ресурсов к легальному оттоку были отнесены лишь покупка иностранных товаров и услуг и рост активов, относящихся к официальным резервам НБ РК, все остальные (включая операции Национального фонда РК и банков второго уровня) были отнесены к нелегальным.
Таким образом, отчет, подготовленный GFI, как и прочие подобные исследования, необходимо комментировать с осторожностью, так как их интерпретация национальной статистики стран дает лишь условную оценку оттока капитала. Более того, GFI не является органом, компилирующим статистику, и соответственно не знакома с особенностями экономических явлений в Казахстане. В частности, инвестирование капитала в зарубежные активы не ограничивается законодательством РК и, следовательно, не может быть отнесено к нелегальному оттоку, в связи с этим говорить о нелегальности оттока капитала, исходя из данных платежного баланса, является некорректным”.
Цифры, приведенные Global Financial Integrity, действительно впечатляют. И аналитики этой международной организации показывают, как были выведены эти показатели. Но к своей оценке они сами призывают относиться с долей скепсиса, так как, по их признанию, методологически верно оценить нелегальный отток капитала весьма непросто.
Тут следует пояснить, что отчет “Незаконные финансовые потоки от наименее развитых стран: 1990–2008”, в котором были приведены эти цифры, был подготовлен по заказу Программы развития ООН. И эти данные были взяты на вооружение этой международной организацией, в компетентности которой сомневаться трудно.
– Ключевым моментом в письме Нацбанка является утверждение, что сегодня нет общей методики оценки оттока капитала из страны, в том числе и нелегального, – пояснил со своей стороны заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат БЕРЕНТАЕВ. – Если бы была такая методика, то было бы несложно перекрыть каналы оттока капитала. Тем более важным становится оценка объема нелегального вывоза капитала косвенными методами, чтобы оценить его влияние на экономику страны и предпринять меры для его сокращения. А главное, объем оттока капитала в принципе не может быть отражен в системе национального счетоводства. Например, нас приучили к утверждению, что казахстанская нефть уступает мировым брендам по качеству. И не секрет, что большая часть нефти продается офшорным компаниям по ценам, намного ниже мировых. При занижении цены казахстанской нефти на 100 долларов за тонну при ежегодном экспорте 50 миллионов тонн Казахстан теряет 5 миллиардов долларов, а за 10 лет – 50 миллиардов.
Приблизительно по таким схемам работают и другие сырьевые компании, в том числе и металлургические. Возможно, с учетом структуры и объемов экспорта, по такой схеме вполне легально вывезено из страны порядка 80 миллиардов долларов. Причем в статистике это никоим образом не отражено, так как все делается в пределах законодательства как Казахстана, так и страны, где зарегистрирована компания-посредник.
При импорте также можно вывозить капитал. Так, по данным Счетного комитета, имеют место многочисленные факты завышения стоимости импортируемого оборудования и услуг зарубежных компаний в рамках бюджетных программ.
– Вот, например, строительство нефтегазового комплекса в Атырау, – рассказывает Канат Берентаев. – Фирмы Японии и других стран выходили с предложением инвестировать в строительство 3,5–4,5 миллиарда долларов. Китайские компании взялись реализовать этот проект за 1,5 миллиарда долларов. Потенциальный объем оттока капитала – не менее 2 миллиардов. А сколько таких проектов реализовано или реализуется в Казахстане? Можно утверждать, что в Казахстане сложились разнообразные схемы вывода капитала из республики на законных основаниях, хотя происхождение этих денег является нелегитимным.
Если учесть, что в легальном порядке за пределы страны выведены практически все доходы добывающих компаний, то общий отток капитала из Казахстана составляет свыше 250 миллиардов долларов, считает экономист.
– Результаты исследований GFI о размерах оттока капитала более близки к действительным масштабам этого явления, а знание ее экспертами казахстанских реалий могло бы и увеличить эту сумму, – добавил К. Берентаев. – Поэтому более продуктивным было бы не отрицание результатов этого исследования, а поиск способов уменьшения оттока капитала по тем каналам, которые эта организация рассмотрела.
Словом, тема, затронутая “Караваном”, оказалась весьма злободневной. И требует настоящего расследования.
В своем письме представитель Нацбанка утверждает, что и российские эксперты считают методику GFI некорректной. Так ли это – мы бы хотели спросить у самих российских экономистов. Чтобы представить нашему читателю наиболее полную картину. А также пообщаться и с исследователями из GFI. Согласитесь, взгляд на родную страну со стороны – это всегда интересно.