Уже тогда специалисты этого ведомства работали над новой стратегией, и вот "Основные направления денежно-кредитной политики Нацбанка РК на 2005-2007 годы" появились на свет.
С начала 2004 года основной целью центрального банка стало обеспечение стабильности цен. В принципе, если судить по официальным данным статистики, в прошлом году ничего такого экстраординарного не произошло. Инфляция, несмотря на ряд неблагоприятных факторов (это и высокие мировые цены на нефть, и рост денежной массы в стране) не вышла за пределы установленного в прогнозах коридора - 5-7 процентов и составила 6,7 процента. Однако на финансовом рынке, да и среди населения, не искушенного в финансовой политике, повысились инфляционные ожидания. И хотя потребительские цены росли незначительными темпами, однако очевидно, что денег в экономике стало больше. Об этом можно судить даже не потому факту, что увеличились зарплаты и реальные доходы населения, а потому, что отечественный бизнес имеет солидные объемы оборотных средств, которых всегда так не хватало.
Эти факторы и побудили Национальный банк подкорректировать свою политику. Первое, на что обращает внимание этот документ - это на вероятность "перегрева экономики". В банковской системе наблюдается избыточная ликвидность, что обусловлено внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков. По прогнозам специалистов Нацбанка, ВВП с 2004 по 2-7 год вырастет на 26,4 процента, а кредиты банков экономике - более чем в два раза. На это наслаивается значительный приток иностранных инвестиций и рост расходов бюджета. В таких условиях до "перегрева экономики" - рукой подать.
Именно поэтому разработано сразу три варианта действий - на все случаи жизни: вариант умеренных цен на нефть, вариант высоких цен и, соответственно, вариант низких цен на нее же. И предпочтение тем или иным инструментам денежно-кредитной политики будет отдаваться в зависимости от того, какой сценарий будет раскручиваться в реальной жизни.
Первый, или базовый сценарий основывается на предположении о том, что в целом в 2005 году ситуация на внешнем и внутреннем рынках останется такой же, как и в 2004 году. Средняя мировая цена на нефть сорта "Брент" предполагается на уровне 35 долларов за баррель. Ожидается постепенное повышение мировых процентных ставок - от 2,5 до 3 процентов в 2005 году и еще на 1 процент в последующие два года. В этих условиях коммерческие банки будут по-прежнему много заимствовать на внешних финансовых рынках, а, значит, приток валюты в значительных объемах сохранится.
Этот вариант специалистам Нацбанка представляется как самый реальный, а потому на нынешний год денежно-кредитная политика уже определена.
В первую очередь Нацбанк намерен повысить регулирующую роль своих основных ставок. Именно поэтому с 1 февраля была повышена ставка рефинансирования с 7 до 7,5 процентов. Соответственно повышена официальная ставка по операциям репо с 4,25 до 4,5 процента. Впредь Нацбанк собирается периодически, раз в квартал, пересматривать и устанавливать ставку рефинансирования.
Конечно, это не означает, что каждый раз ставка будет меняться в сторону повышения или понижения, но возвращаться к этому вопросу головной банк будет регулярно и каждый раз будет принимать обоснованное решение.
Нацбанк в 2005 году значительно сократит сроки обращения краткосрочных нот при повышении объема их выпуска. Главным инструментом стерилизации избыточной ликвидности станут депозиты банков в Национальном банке. В "Основных направлениях" уже обозначено, каким образом произойдет увеличение такого рода депозитов. Это обеспечит относительно высокий уровень (0,17) коэффициента резервирования, то есть отношения резервов банковской системы к депозитам резидентов.
Чтобы снизить остроту проблемы избыточной ликвидности и более гибко регулировать ликвидность банков, будет изменена норма минимальных резервных требований для коммерческих банков. Окончательного решения по этому вопросу еще нет, но руководство Нацбанка уже заявило о том, что будет решать его взвешенно, поскольку "это действительно сильный инструмент денежно-кредитной политики". В конце концов, от этого зависит и внешнее заимствование банков.
Национальный банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса, но теперь, в отличие от старой практики, не собирается определять какой-либо долговременно установленный коридор и пытаться удерживать его в этом коридоре. Единственное обязательство, которое на себя берет Нацбанк, так это только пассивно присутствовать на валютном рынке и, в случае необходимости, предпринимать действия на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Такая осторожность обусловлена тем, что в 2004 году Национальный банк понес убытки в размере 6,2 млрд. тенге.
По прогнозам специалистов Национального банка, в ближайшие три года денежная база и денежная масса могут увеличиться более чем в 2,1 раза. Однако это не расценивается как угроза инфляции. Дело в том, что в последние годы наблюдается тенденция ослабления влияния монетарных факторов в формировании инфляции, а потому денежная масса не будет оказывать сильного инфляционного давления.
В Нацбанке уверены, что сохранение макроэкономической стабильности в стране и устойчивое развитие финансового сектора будет способствовать опережению темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении.
Однако, чтобы подстраховаться, Нацбанку, скорее всего, придется принимать меры по снижению темпов расширения денежной базы. Объем операций Нацбанка по стерилизации избыточной ликвидности в среднем за каждый год может составить более 600 миллиардов тенге.
Также Нацбанк собирается продолжать политику, направленную на дальнейшую либерализацию валютного режима, и с 1 января 2007 года полностью отменит лицензирование валютных операций.
Более того, с принятием закона "О валютном регулировании и валютном контроле" будет создана эффективная база для поэтапного перехода на принципы полной конвертируемости национальной валюты.
Описанный сценарий действий центрального банка страны - не догма. Возможно, ситуация будет развиваться по-другому и тогда придется искать иные ответы на вызовы. Тем не менее, чувствуется, что Нацбанк держит руку на пульсе. Это вселяет уверенность в том, что мы не вернемся обратно, в середину 90-х годов прошлого века, когда наша зарплата обесценивалась раньше, чем мы успевали ее получить.