На ворах горит всё

Оказывается, “героиня” одного из моих материалов, где не приводились ни название кооператива, которым она так бесславно руководит, ни ее фамилия, ни даже фамилия нашей читательницы, узнала себя, позвонила в редакцию, где ей пообещали: “Девочку накажут”, о чем она гордо сообщила читательнице и ее соратникам, когда те стали зачитывать статью на собрании. Разное видала, но чтобы вот так саму себя разоблачать… Это уже анекдот какой-то. Жаль только, что никто в редакции не знает о том, что нам звонила узнавшая себя председатель КСК, но начнем рассекречиваться. Делаем это исключительно ради репутации наших читателей и с тем прицелом, что мало ли что еще им и вам могут наговорить ваши управдомы.

Автору этих строк, или девочке, как меня назвала узнавшая себя председатель, 52 года, и мой взрослый сын успешно продвигается в реализации своего неумолимого решения сделать меня бабушкой. У нас как-то не принято себя хвалить, поэтому весь список профессиональных побед приводить не стану, но, разговаривая на повышенных тонах со своим управдомом, вы можете смело заявить, что автор материала ни какой-нибудь хухры-мухры, а лауреат профессиональной премии Академии журналистики Казахстана “Алтын жулдыз” “За вклад в развитие казахстанской журналистики”.

Ну и немного закулисной кухни: прежде чем мой или любой другой материал моих коллег будет опубликован в газете “КАРАВАН”, его смотрит юрист на предмет соблюдения законности.

Как вы понимаете, разобраться ему с вопросом начисления пени, а также всех остальных поднимаемых мною проблем, труда не составляет. Да, забыла сказать, что о вышеизложенном инциденте нам стало известно из письма наших читателей, хотя правильнее его было бы назвать пакетом документов.

Теперь о других причинах, по которым мною было принято решение вновь вернуться к уже поднимавшейся теме. Во-первых, это непрофессиональные действия чиновников из жилищной инспекции, куда неоднократно обращались собственники.

Из письма следует, что в течение долгих лет они пытаются добиться в общем-то очень простых вещей: прозрачности расходов, выполнения работ по сохранности дома и инженерных коммуникаций и, конечно, законного начисления.

К слову, эта группа активных пенсионеров и есть та самая здоровая часть собственников, которые не хотят тупо исполнять решения управдома и платить деньги, а хотят именно управлять своим имуществом. Они союзники жилинспекторов, а не противники. Господа, ну просили же они вас провести проверку деятельности председателя в их присутствии, а не ручного правления – разве было трудно это сделать? Ведь именно подобное халатное отношение провоцирует очередной виток жалоб и разбирательств.

Раз факт нарушений установлен и не были открыты ни текущий, ни сберегательный счета на дом, то почему виновница не привлечена к административной ответственности?

Для наших читателей поясним, что в подобных случаях вы сами имеете право потребовать от жилинспектора привлечь нарушительницу к адмответственности. В первый раз это будет предупреждение, но не на словах, а с протоколом и прочей важной юридической формальностью. Во второй – штраф.

А будут жаловаться, поставим на счетчик

Другая причина: показать на данном примере произвола со стороны председателя КСК, как этому можно противостоять. Но для начала перечислим сами нарушения прав собственников, подавших жалобы в государственные органы.

В данном случае на голосование членов кооператива было предложено: “Все понесенные затраты по письменному ответу (стоимость ксерокопий, стоимость почтового отправления и прочее) включать в счет-извещение собственника квартиры, пославшего запрос и отказавшихся от получения ответа в КСК” (орфография сохранена).

Налицо здесь сразу два нарушения: гражданских прав на обращение в государственные органы, и КСК их подменять не имеет права – одно с другим никак не связано. Более того, именно на госорганы законодательно возложена обязанность проведения проверок деятельности управления кооператива, а никак не наоборот. И второе, самое примитивное: председатель КСК, даже имея решение общего собрания собственников кооператива, не может возлагать дополнительные расходы ни на кого. Статья 50 Закона “О жилищных отношениях” нас учит: “Дополнительные расходы, не относящиеся к расходам на содержание общего имущества объекта кондоминиума, не могут возлагаться на собственников помещений (квартир) без их письменного согласия”.

Иными словами, согласие оплачивать ответы нерадивого управдома нужно спрашивать не у общего собрания собственников, а у конкретного лица, на которое собрались их возложить.

К тому же есть статья “На осуществление функций управления включаются: 3) расходы на канцелярские товары, организационную технику и ее обслуживание”. Здесь смотрим методику расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума, утвержденную приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан № 246 от 26 марта 2015 года. На этом примере важно запомнить, что решение общего собрания собственников, нарушающее законодательство Республики Казахстан, является незаконным и не может быть исполнено.

К этому относится и вторая экзекуция против недовольных, учиненная узнавшим себя председателем. Аналогично на голосование было выдвинуто предложение о начислении пени по строке “Накопление на капремонт” в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. И опять обе инициативы незаконны. Закон “О жилищных отношениях” не предполагает начисления пени по данной категории оплаты, так как в Гражданско-процессуальном кодексе предусмотрено взыскание данного вида задолженности председателем КСК в упрощенном порядке.

То есть управдом подает иск, прилагает к нему решение общего собрания о размере начислений, выписку с лицевого счета должника, и судья, не вызывая никого в суд, в том числе и председателя КСК, принимает решение о взыскании этого долга.

Так что все эти телодвижения от лукавого, все они могут взыскать на раз, имея хоть даже два месяца задолженности.

Теперь о самом размере в 0,2 процента за каждый день просрочки. Закон “О жилищных отношениях” позволяет устанавливать пеню исключительно по долгам на содержание общего имущества и исключительно в размере ставки рефинансирования – об этом нам говорит та же самая статья 50. В 2016 году, например, ставка составляла 0,02 процента за каждый день просрочки – почувствовали разницу?

Повторю, если даже общее собрание собственников проголосовало за больший процент, это незаконно, и отменить, точнее, признать недействительным, данное решение можно очень легко в суде.

И еще одна расплата, к которой “приговорили” несогласных: деньги, которые они платили за накопления на капитальный ремонт, относились на оплату той самой незаконно установленной пени, так что они оставались снова должны, и им снова начислялась пеня. Помнится, этим раньше грешили банки, но, как известно, их законодательно поставили на место, так что здесь та же самая история, правда, сам факт начисления пени уже незаконен, а значит, и говорить не о чем.

Теперь в двух словах, что делать при такой ситуации. Прежде направить в КСК в письменном виде по почте заказным письмом с уведомлением заявление о том, что решение общего собрания является незаконным, предложить в досудебном порядке его отменить и произвести перерасчет. Обязательно укажите, чтобы ответ вам предоставили в письменном виде в установленный законодательством срок. Максимально возможный – 30 календарных дней.

На 31-й подаете иск в суд о признании решения общего собрания недействительным, на основаниях, изложенных выше.

Во время самого процесса заявляете дополнительное требование – о признании действий председателя КСК незаконными. Не сомневайтесь, ни один судья мараться из-за вашего домоуправа не будет и вынесет законное решение в вашу пользу.

Уже за гранью

Но в нашем случае этого будет недостаточно, так как узнавшая себя председатель, что называется, переступила черту и устроила настоящую травлю на несогласных старух.

Помимо всех вышеперечисленных финансовых репрессий она в развешанных на подъездах объявлениях напрямую увязала предстоящее повышение тарифа на содержание общего имущества с жалобами этих собственников, указав их фамилии.

Ребята, ну края видеть все-таки надо…

Во-первых, гражданка нарушила их священное конституционное право на тайну личной жизни и переписки (статья 18 Конституция РК). Нарушен также Закон РК “О персональных данных и их защите”, который не позволяет вот так, походя, наши Ф. И. О. на заборах вывешивать. Ну и налицо, как писалось выше, психологическая травля. Здесь в силу вступает уже Уголовный кодекс, и я горячо рекомендую не спускать подобных вещей никому, а обратиться к адвокату и подать жалобу в уголовный суд.

Квалифицировать преступление будет уже он, там есть масса вариантов – от превышения служебных полномочий и самоуправства до оскорбления чести и достоинства.

А если после подобного демарша у кого-то из пенсионерок ухудшилось состояние здоровья, то тут уже статья будет покруче. Добавлю, что пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны имеют право получить юридическую помощь бесплатно. Включает она консультации, написание обращения в суд и представительство интересов в суде. Обращаться нужно в юридическую консультацию при местной коллегии адвокатов.

Ну а для соседей наших неподдающихся читательниц, а также всех тех, кому управдомы морочат голову с незаконным повышением тарифа из-за открытия отдельного текущего или сберегательного счета, скажем, что расходы на открытие, обслуживание счетов, транзакции (перечисления) поставщикам и обналичивание составляют копейки.

С тарифами вашего банка вы можете ознакомиться самостоятельно на его сайте, все имеется в открытом доступе. К примеру, оплата услуг банка дома на пятьдесят квартир не превышает полутора тысяч тенге в месяц, или 30 тенге с квартиры, так что ни о каких трех тенге за квадратный метр не может идти и речи.

АЛМАТЫ