На вкус и цвет товарищи есть: уральский садовод-любитель замахнулся на выведение сортов супер-яблок

Под руководством патриархов советского научного плодоводства уральский садовод-любитель Кайрат КАРИМОВ замахнулся на выведение районированных сортов яблок, выдерживающих все сложности резко континентального климата Западно-Казахстанской области.

Когда-то Уральск просто утопал в яблоневых садах, здесь их было более 750. Причем по вкусовым качествам их плоды были одними из самых лучших в мире (!). Не зря на международной выставке 1910 года в Париже уральский анис завоевал золотую медаль. А в период правления династии Романовых в царской России на стол императору ежегодно именно из Уральска поставлялись тонны отборных яблок.

В советские годы на весь Союз прославились яблоневые сады на площади свыше 800 гектаров в поселке Барбастау, где работали жители почти всех близлежащих поселков. Садоводство здесь имело законченный цикл с собственным консервным заводом, где перерабатывалась продукция: выпускались компоты, вина, повидло. Однако с началом перестройки сады пришли в упадок, заниматься ими оказалось некому, деревья вырубили. Сегодня от былой славы города на стыке Европы и Азии не осталось и следа. Уральцы вынуждены довольствоваться импортными яблоками без вкуса и запаха за баснословные деньги.

Сегодня слишком уж затратное это дело – растить сады. Саженцы в питомниках стоят немалых денег.

К тому же ждать быстрой прибыли от сада совсем не приходится.

Вкус настоящих яблок уже забывается, его можно почувствовать только на дачных участках, да и то южные привозные саженцы вымерзают в суровые зимы.

Они непригодны для культивирования в нашем непростом климате. Да и климат сильно изменился.

– Раньше погоду сверяли по Москве: если там шел дождь, то через два дня и у нас должны быть дожди. Те 7 сортов, которые были предназначены для нашего климата 40 лет назад, уже устарели. Например, "беркутовка" замерзает при температуре ниже минус 4 градусов, а московская грушовка болеет. Поэтому надо уже выводить новые районированные сорта, более урожайные, устойчивые к заболеваниям, хорошие по вкусовым качествам, периодичности плодоношения, – считает садовод Кайрат Каримов.

Лет 6 назад он вместе со своей супругой Розой решил заняться садоводством. А всё начиналось с обычного дачного участка, где росли клубника и виноград. Интерес к плодовым культурам у супругов с каждым разом рос, дачного участка не хватало, и тогда пришла уральскому бизнесмену, экономисту по образованию, идея: а не заложить ли яблоневый сад? Тем самым возродить былую славу яблоневого края Приуралья. Но для этого нужны научные знания, умения, не говоря уже о финансовых возможностях. В ходе поисков информации по плодоводству познакомились, а потом сдружились с дочерью корифея советского плодоводства, селекционера Сергея Исаева – ученика и последователя самого Мичурина – Ириной Исаевой из Москвы.

– Ирина Сергеевна – доктор сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Ботанического сада при МГУ, автор многих научных работ, продолжательница дела своего отца. И наш сад – во многом ее заслуга, – говорит Кайрат.

Исаева сумела разглядеть в супругах Каримовых своих единомышленников, продолжателей дела ее отца. Хотя изначально она и представить не могла, что в далеком Казахстане будет заложен Международный опытно-экспериментальный сад-питомник памяти Исаева. Но энтузиазм и упорство супругов взяли свое. На площади в 5 гектаров они посадили порядка 200 сортов яблонь и 170 сортов винограда. Масштабы труда четы Каримовых впечатляют, если учесть, что все работы они проводят собственноручно. Не доверяют они столь ответственное дело помощникам, которые привлекаются только для борьбы с сорняками.

Сад заложен на Садовском полуострове, что на окраине города, на месте старинных уральских садов. Но участок, который достался Каримову, давно превратился в непроходимый лес.

Старые яблони одичали настолько, что даже не пригодились для научных исследований.

Пришлось нанимать технику и рабочую силу, чтобы полностью выкорчевать деревья, выровнять землю, окультурить ее, обнести забором, установить видеонаблюдение. Участок находится на берегу Садовского озера – одного из живописнейших мест Уральска. Отсюда сад питается водой, берег реки предприниматель полностью очистил, хотя нерадивые отдыхающие все равно продолжают оставлять здесь свой мусор. Часть леса на своей территории Кайрат тоже решил оставить, чтобы сохранить экосистему. Капельное орошение подведено к каждому деревцу.

– Мы собрали полную коллекцию сортов яблонь, выведенных выдающимся селекционером ХХ века Сергеем Ивановичем Исаевым. Он внес неоценимый вклад в сортообразование яблонь, его методикой селекции пользуются до сих пор. А в советское время 40 процентов всех яблоневых садов огромной страны культивировали сорта Исаева, – отмечает Кайрат Каримов. Казахстанские яблоневые сады на грани вымирания, а фермерские хозяйства, занимающиеся ими, на грани полного разорения и банкротства

Подход к процессу – строго научный. Ирина Исаева как ученый порекомендовала своим последователям заняться наукой, чтобы проводимые наблюдения за растениями нашли свое отражение в научных работах, чтобы их опытом могли воспользоваться другие садоводы. С этой целью оба супруга поступили в аспирантуру Оренбургского государственного университета, где под руководством известнейшего ученого-садовода Евгения Савина ведут свои изыскания в области подвоя, сортовыведения, пишут диссертации. Более того, Исаева подарила свою незаконченную научную работу, начатую еще в советские годы, но в силу обстоятельств и возраста так и незавершенную, супруге Кайрата Розе с просьбой доработать изыскания.

Именно благодаря этой удивительной женщине в Уральске появился уникальный коллекционный сад-питомник. Поэтому неслучайно Кайрат дорожит каждой минутой общения с этой выдающейся личностью, ведь ее замечания, советы – это кладезь информации, которую больше нигде не найти.

– Она – человек, который многое видел и близко дружил с такими выдающимися людьми ХХ века, как Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, Белла Ахмадулина, Рина Зелёная. К огромной радости, мы оказались единомышленниками. Каждый разговор с ней – это история, поэтому я все их записываю, – отмечает Кайрат, включая записи своих бесед с Исаевой.

Уральский садовод заключил договоры о сотрудничестве с Ботаническим садом МГУ имени М. В. Ломоносова, ГУП МО “Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник”, Институтом садоводства и овощеводства Таджикской академии сельскохозяйственных наук, ФГУБУН "Институт степи Уральского отделения Российской академии наук". Даже известный российский путешественник Федор Конюхов подарил Кайрату свою книгу с надписью, что у него в деревне будет такой же сад, как у Каримова.

– Мы инвестируем в наш питомник лучшие знания российских ученых. Ученые, многим из которых уже за 80 лет, готовы безвозмездно передавать знания именно в нашу страну, но только тем, кто действительно болеет за дело душой, – с гордостью отмечает уральский селекционер.

Главная задача питомника – испытать яблони и другие растения в местных погодных условиях с учетом резко континентального климата.

И, если эксперимент удастся, эти сорта яблонь можно будет сажать не только в ЗКО, но и в Нур-Султане, Северном Казахстане и других регионах с подобным климатом.

По мнению садовода, Уральск имеет мощный потенциал для развития садоводства, ведь он находится в пойме трех рек – Урала, Деркула, Шагана. И в советские годы яблони в барбастауских садах показывали одни из лучших результатов по урожайности. Из-за резко континентального климата витаминный состав уральских плодов в разы превышает аналогичные южные.

Но промышленные яблоневые сады – это не экспериментальная площадка, не научный питомник, это нечто большее, требующее серьезных финансовых вливаний.

Нынешняя ситуация с карантином и закрытием границ показала, что без собственного производства продуктов питания будет очень сложно, можно остаться на голодном пайке. А в ЗКО на сегодняшний день все фрукты-ягоды привозные.

Мы попали в сад Каримова в пору, когда яблони были в цвету. Удивительно – маленькие однолетние деревца вовсю цвели, а значит, готовились давать плоды. Как дачник с многолетним стажем, знаю, что яблоня начинает плодоносить не раньше пятилетнего возраста. А тут крохотные деревца, от земли вроде только оторвались – и уже цветут. Оказывается, в этом деле тоже есть свои секреты, и традиционный подход к ожиданию плодоношения уже давно устарел. Бешеные скорости человеческой жизни выработали особый подход и к садоводству, нынче спросом пользуются яблони, которые дают плоды значительно раньше своих старых соратниц.

– Возможно, это генетически нам передалась от предков любовь к природе и ко всему живому. Я с детства любил возиться вместе с дедом на земле, а супруга, хоть и сугубо городской человек, тоже с головой окунулась в это дело – значит где-то дух предков на нас сказывается, – считает Кайрат.

УРАЛЬСК