Впервые правительство страны решило формировать главный финансовый документ страны на перспективу - сразу на три года. О необходимости такого шага начали говорить несколько лет назад, еще в пору премьерства Д. Ахметова, когда резко возросшие государственные доходы и расходы потребовали от исполнителей бюджетных программ возросшей бюджетной дисциплины, эффективного использования бюджетных средств.
А кроме того - долговременного планирования бюджетной политики, с учетом новых задач, стоящих перед страной. Президент Н. Назарбаев неоднократно отмечал в своих выступлениях и поручениях правительству, что переход к среднесрочному планированию бюджета должен дать толчок для перехода страны к современной, инновационной модели экономики.
Особый интерес и даже парадоксальность этому документу придает то обстоятельство, что принимать его придется в период острейшего мирового финансового кризиса, способного весьма радикально ухудшить ситуацию с экономикой во многих странах. Ведь изначально идея среднесрочного планирования бюджета базировалась на представлении, что мировая экономика будет продолжать успешно расти, и спрос на все наши основные экспортные товары будет устойчиво высоким.
Сегодня же ситуация на мировых рынках, и прежде всего в финансовом секторе весьма неопределенна и тревожна: все замерли и ждут, справится ли основной "локомотив" мировой экономики, США, со своими проблемами или нет.
Таким образом, разработчикам нового бюджета, в роли которого выступили Министерство экономики и бюджетного планирования, а также соответствующие Комитеты Мажилиса, пришлось очень тщательно подойти к оценке перспектив будущих доходов и расходов страны, оценок инфляции, цен на нефть и зерно и многих других важнейших показателей.
Каковы же основные параметры нового бюджета? Министерство предлагает закрепить на 2009 год уровень доходов в сумме 2 триллиона 199,3 миллиарда тенге.
В 2010 году - 2461,5 миллиарда тенге; в 2011 году - 2800,7 миллиарда тенге. Так что основной рост доходной базы предполагается на 2011 год, когда, по предположениям, мировые рынки, и прежде всего в США, справятся с сегодняшними трудностями.
Говоря об основных параметрах бюджета, министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов особо подчеркнул, что на формирование его доходной части повлияли и состоявшиеся и будущие изменения в налоговом законодательстве.
Из-за них доходы бюджета только на 2009 год будут сокращены на 534,5 миллиарда тенге. Можно сказать, что эти, пока еще "виртуальные" деньги - большой подарок государства казахстанскому бизнесу, который должен дать новый импульс его развитию.
Но, чтобы не сильно "обескровить" бюджет такими изъятиями, увеличен гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет, который все эти три года будет расти.
В 2009 году он составит 843 миллиарда тенге, в 2010 - 1 триллион 76 миллиардов; в 2011 - 1 триллион 12 миллиардов тенге. И в этом случае предполагается, что 2011 год будет годом перелома и начала устойчивого роста - иначе зачем же сокращать трансферт на 54 миллиарда тенге, по сравнению с прошлым годом? Значит, предполагается, что традиционных доходов бюджета будет более чем достаточно.
Сокращение доходных поступлений бюджета из-за налоговых послаблений бизнесу будет в значительной мере компенсироваться возросшими финансовыми потоками из другой сферы - в ходе заменой роялти на новый налог на добычу полезных ископаемых.
Это нововведение, которое уже вызвало острую и неоднозначную реакцию мировых компаний, работающих в добывающем секторе Казахстана, должно принести в казну государства уже в следующем году 243,7 миллиарда тенге дополнительно. А если учесть рентные налоги на экспорт нефти и газового конденсата (224,8 миллиарда тенге), то сумма дополнительных поступлений в бюджет выглядит весьма значительной. Всего же в следующем году поступлений доходов от нефтяного сектора планируется на сумму 1,449 триллиона тенге, что на почти 224 миллиарда больше уровня этого года.
Теперь - расходы. Как заявляет правительство, в соответствии с Посланием Президента Н. Назарбаева, основными приоритетами в бюджетной политике на среднесрочный период будут социальная сфера, развитие стратегической инфраструктуры, реализация высокотехнологичных проектов, агропромышленный сектор и безопасность страны.
Трудно возразить - приоритеты выбраны правильно. Весь вопрос в том, хватит ли средств и умения, чтобы достичь намеченных целей. За два прошедших года многие задачи, стоявшие перед правительством, так и не были достигнуты. Например - жилищная программа, создание высокотехнологичных предприятий, различные социальные проекты на селе…
Но, как бы там ни было, на эту "трехлетку" опять запланирован солидный рост бюджетных расходов.
Общий объем расходов главного бюджета страны в 2009 году намечен на уровне 3,7 триллиона тенге и возрастет, по сравнению с текущим годом почти на 636 миллиардов тенге; в 2010 году прирост составит 4,2 миллиарда тенге; в 2011 году - 4,5 миллиарда тенге.
Естественно, что основным "фундаментом" планирования доходной и расходной части бюджета должны быть правильные макроэкономические расчеты на ближайшие три года. По данным правительства, они будут таковы: среднемировая цена на нефть определяется в 60 долларов за баррель. Среднегодовой рост казахстанской экономики составит в 2009 -2011 годах 5-7 процентов. Объем ВВП в 2009 году планируется в объеме 17968 миллиардов тенге, а к 2013 году - уже 32002 миллиарда тенге.
ВВП на душу населения в том же 2013 году должен достигнуть 15737 долларов в год. Рост инвестиций намечен от 8-9 процентов в год, что, как предполагается, будет выше темпов роста ВВП. Среднегодовой рост промышленности составит от 4,6 до 5,3 процентов, валовой прирост продукции в агросекторе должен составить 3,5 процента в год.
Бахыт Султанов, представлявший проект бюджета, особо уделил внимание инфляции. По его мнению, уровень инфляции за этот трехлетний период и даже до 2013 года будет удерживаться в пределах 5,5 - 7,5 процента. Для этого правительство наметило целый ряд мер в сфере монетарной, структурной и фискальной политики.
Эти и другие положения проекта бюджета сразу вызвали много вопросов и у парламентариев, и у общественности. Почему, например, заложен уровень мировых цен в 60 долларов за баррель? Ведь даже сегодня, когда во многих странах, основных потребителях нефти и газа, бушует финансовый кризис, цены на нефть держатся на уровне 90-100 долларов за баррель. А ведь в рамках экономического прогноза правительство и само предполагает, что мировая экономика будет расти, значит - будет расти и спрос на энергоносители и, соответственно - цены на них. Откуда такой заниженный подход к оценке будущих цен на нефть?
Бахыт Султанов объясняет, что в своих оценках правительство руководствовалось самыми осторожными, "консервативными" оценками, и цифра в 60 долларов - это тот реальный уровень, до которого страна может не беспокоиться о своих надежных поступлениях в казну от экспорта энергоносителей.
Такую осторожность правительства можно было бы только одобрить и похвалить, однако уровень в 60 долларов многим аналитикам представляется ну уж очень заниженным! Один Китай намерен увеличить в ближайшие три года свое потребление нефти на 25 процентов. А дополнительные миллиарды долларов могли бы не только заметно укрепить казахстанский бюджет, но дать возможность заметно увеличить объемы финансирования той же социальной сферы, инфраструктурных проектов - дорог, линий связи, электроэнергетики и другого.
Другой вопрос, который очень интересовал законодателей, которые должны будут обсуждать и принимать бюджет - социальная сфера.
По словам министра, расходы на поддержание и развитие социальной сферы в 2009-2011 годах составят треть всех расходов бюджета. На обеспечение бесплатной медицинской помощью намечено направить в 2009 году - 34 миллиарда тенге; в 2010 - 47 миллиардов тенге, в 2011 - 54 миллиарда тенге. Увеличится и целевые трансферты местным бюджетам из республиканской казны - на адресную социальную помощь, выплату государственных пособий, содержание объектов здравоохранения, культуры, капитальный ремонт дорог местного значения. Они составят от 561 до 625 миллиардов тенге в год в течение трех лет.
Однако все эти намеченные цели многие депутаты и эксперты считают еще недостаточными. Мало того - они не отвечают и тем стратегическим документам, которыми правительство должно руководствоваться в своей перспективной деятельности. Например, по принятой уже государственной программе развития здравоохранения объем государственного финансирования этой сферы к 2010 году должен составлять 4 процента от ВВП. По такой же программе образования - 5 процентов от ВВП. В бюджетной же программе такие расходы в том же 2010 году по Минздраву предусмотрены только в размерах 1,1 процента ВВП… А в 2011 году - вообще 0,9 процента от ВВП!
В Министерстве экономики и бюджетного планирования с таким подходом не согласны. По их мнению, надо считать расходы как республиканского бюджета, так и местных органов - вот тогда, де, и получится искомая цифра. И тем не менее, многие парламентарии и аналитики уверены, что на социальные нужды государство уже сегодня могло бы выделять гораздо больше, а не только бесконечно набивать мошну Нацфонда.
Работа над республиканским бюджетом вышла на финишную прямую, в начале октября, по плану, его должны утвердить.
Новый трехлетний бюджет, как предполагается, даст возможность успешнее реализовывать стратегические цели страны. Но только в том случае, если при его разработке сумеют избежать двух крайностей - излишней самонадеянности в оценках и чрезмерной же осторожности в определении перспектив развития как мировой, так и отечественной экономики.
Истина, как известно, чаще всего - посредине…