На скамейку запасных? С какими показателями принял и оставил Жамбылскую область Аскар Мырзахметов

Президент РК освободил Аскара Мырзахметова от должности акима Жамбылской области. На его место назначен вице-премьер Бердибек САПАРБАЕВ. На посту главы региона Аскар Исабекович провел ровно 2 года и 1 месяц. Этот срок дает возможность посмотреть, что он успел и что не успел сделать.

Плюсы

20 января на заседании правительства Аскар Мырзахметов удостоился особых похвал от премьер-министра Аскара МАМИНА. Тот отметил, что по экономическому развитию в 2019 году Жамбылская область вошла в число лидеров. Рост составил 5,5 процента. Показатели промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли и привлечение инвестиций были выше средних по республике. План получения налогов перевыполнен. Освоено 99,9 процента средств бюджета региона – это вообще нонсенс. У других областей до сих пор есть остатки на миллиарды, которые они рискуют потерять.

На микрокредиты выделено МСБ 8,6 миллиарда тенге. Две тысячи человек получили гранты по 505 тысяч тенге. В АПК было вложено 30 миллиардов тенге. В том числе – 20 миллиардов из республиканского бюджета, 10 – из местного. Бальзам, а не отчет.

Сегодня в Жамбылской области реализуется 13 инвестпроектов стоимостью 1 миллиард долларов. В начале года принята своя карта поддержки предпринимательства. Для реализации проектов в несырьевом секторе была пересмотрена работа Центра обслуживания инвесторов. На работу приняты молодые люди, владеющие английским, китайским, турецким и корейским языками.

По данным комитета по статистике, всё тоже выглядит неплохо.

Для оценки работы акиматов Администрация Президента использует сложный рейтинг, состоящий из 35 социально-экономических показателей, разбитых по трем блокам: достижение целей, взаимодействие госоргана с физическими, юридическими лицами и организационное развитие самого госоргана.

Простой способ понять, насколько хорошо работает акимат, более прозаичен: есть рост налогов или нет?

Или увеличилось ли количество работников в коммерческих предприя­тиях? А так как регион в основном сельский, то – выросло производство в АПК и сколько работников получили здесь работу?

Налоги

В 2017 году Жамбылская область собрала 81 миллиард тенге налогов. 51 миллиард ушел в местный бюджет, 30 – в республиканский. Через два года руководства Аскара Мырзахметова налоговая база выросла до 98 миллиардов. Но что интересно: росли только налоги в местный бюджет! Как так получилось, честно говоря, непонятно. Чисто экономическими методами такого сделать нельзя. Движение должно быть пропорциональным.

Значит, сыграл административный эффект – подчистили базу должников, поработали с предприятиями, приватизировали ненужное, наложили больше штрафов, немного вытащили бизнес из тени.

Другой любопытный показатель – вклад области в бюджет страны. За 2 года он упал с 1,14 процента до ровно 1 процента. Такое сокращение показывает, что Тараз ориентируется на развитие села, а не промышленности. АПК у нас традиционно платит меньше налогов, чем индустрия. Аскар Исабекович был в свое время министром сельского хозяйства. Поэтому назначение его на аграрную область воспринималось как предоставление возможности для реализации всех его идей и опыта в рамках региона. Что он и делал.

За два года производство в АПК быстро росло. В животноводстве выросло на 15 процентов, а вот в растениеводстве – сразу на треть. В целом по АПК – на четверть.

Результат прямо замечательный. Это видно даже внешне. В области активно закладывают новые фруктовые сады. Почти восстановили плантации сои, картофеля, кукурузы и сахарной свеклы. Появляются, пусть пока мелкие, сервисные предприятия. Стоят склады. Это показывает, как усложняется сельское хозяйство, а значит, растет его эффективность.

В сентябре 2019 года Аскар Мырзахметов презентовал в Астане проект развития личных подсобных хозяйств в регионе.

По задумке его авторов, 600 тысяч человек должны будут обеспечены стабильным доходом в 128 тысяч тенге в месяц, а 68 тысяч самозанятых и безработных станут индивидуальными предпринимателями.

За счет этого производство села увеличится на 34 процента, производство мяса и молока – на 30 процентов. На это дело аким попросил 46,4 миллиарда тенге. И их ему дали! На юге страны будут выращивать бизнесменов за государственный счет

Официально доходы населения также выросли. В 2017 году здесь была самая низкая заработная плата по стране – 95 тысяч тенге (при средней – в 143 тысячи). В прошлом году произошел казус: обеспеченный Шымкент стал городом республиканского значения. И теперь самой бедной стала Туркестанская область. На ее фоне Жамбылская смотрится таким крепким середняком.

Номинальный доход на душу населения в Туркестанской области составляет всего 50 тысяч тенге. В соседней Жамбылской – больше 70 тысяч.

Разница бросается в глаза. В среднем по Казахстану среднедушевой доход составляет более 100 тысяч тенге в месяц.

Минусы

Финансирование региональных проектов должно было компенсировать падение инвестиций в обрабатывающую промышленность – сразу на 24 процента за 2019 год. Хотя такое падение характерно для большей части дотационных регионов. Рядом по этому показателю стоят такие области, как Акмолинская, СКО, Костанайская, ЗКО, Кызылординская. И, как ни странно, Нур-Султан. Здесь сокращение инвестиций составило 15 процентов.

Кстати, дотаций Жамбылская область стала получать больше. В 2017 году – 149 миллиардов тенге, а в 2019 – уже 162 миллиарда. Рост составил 9 процентов.

Такого увеличения помощи из центра не смог добиться ни один другой аким. Кроме главы Туркестанской области. Но здесь всё просто – регион только образован, ему нужна помощь в строительстве, растут его расходы по содержанию своих чиновников.

Поэтому рост субсидий – это минус для региона, но в условиях Казахстана очень большой плюс, говорящий о политической силе акима.

Упала доля области в национальном продукте страны: два года назад она была 2,5 процента, сегодня 2,4 процента.

Со всем ростом экономики, сбора налогов и доходов населения это показывает, что чиновники региона работали примерно, как во всем Казахстане и их действия не были особо выдающимися.

По этому индикатору есть 3 региона, которые показали гораздо более худший результат. Вклад СКО упал с 2 процентов до 1,7 процента, Нур-Султана – с 11 процентов до 10,3 процента, Алматы – с 20,2 процента до 18,5 процента. Хорошо бы спросить за это с администраций этих трех областей.

Общественный фон

За время нахождения Аскара Мырзахметова в Таразе область несколько раз оказывалась в цент­ре скандалов. Самый громкий – изнасилование девочки в школьном туалете в ноябре. Как оказалось, это было не впервые. В прошлом году зафиксировано еще 5 случаев педофилии. Причем в одном случае девочка была убита. После разбора ситуации глава государства поручил обеспечить внутренними санузлами все школы страны и оборудовать учебные заведения видеокамерами.

Оборотной стороной развития села стал рост цен на продукты питания. Причем в регионе продукты дорожали больше, чем в столице и Алматы. Противоречие высоких цен и низких зарплат отметил и Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ во время своего визита в область минувшей осенью.

В августе 2019 года местные строительные компании обратились в Генпрокуратуру: тендерные комиссии отклоняли их заявки на конкурсах по реконструкции ЖКХ.

В итоге побеждали иногородние компании. Они, по словам жителей, затягивали строительство, из-за чего движение в городе практически встало.

В августе 2018 года в село Кордай прибыли 70 сотрудников различных подразделений ДВД, в том числе – конные полицейские, кинологи с 10 служебно-розыскными собаками. Причина – серия разбойных нападений на местных жителей. Преступники врывались в дома, связывали хозяев и уносили деньги и драгоценности. Один из пострадавших скончался от полученных травм. Жители Кордая намерены создать отряды дружинников и самостоятельно защищаться от разбойников

***

Два года назад Аскара Мырзахметова ставили на руководство Жамбылской области чисто с экономическими задачами. Конечно, учитывая положение региона, он выполняет и важную политическую роль, но о какой политике можно говорить, если местные жители просто бедны? За небольшой срок экс-аким добился очень даже неплохих результатов. Дай бог, чтобы половина наших администраторов были так же эффективны. Значит ли это, что чиновник просто сел на скамейку запасных в ожидании вакансии?