На "семейный джихад" в Сирию

Утверждается, что в Сирию, где сейчас неспокойно, прибыло не менее 150 казахстанских граждан. В начале ролика мы видим разновозрастных детей от 2–3 до 11–12 лет, некоторые из которых читают суры из Корана, затем идут кадры со взрослыми мужчинами в возрасте от 20 и старше, они перемежают свою речь казахскими и русскими словами. Суть их разговоров сводится к одному: тот, кто совершает джихад, попадает в рай. “Мы хотим умереть…” – таков лейтмотив. Непонятно, правда, почему вместе со взрослыми должны погибать дети и женщины?

После появления ролика в Интернете МИД РК распространил сообщение о том, что “не может подтвердить или опровергнуть наличие казахстанского гражданства у этих людей”:

– Фамилии данных лиц в видеоматериалах не указаны, что не позволяет проверить наличие у них казахстанских паспортов. На консульском учете они не состоят.

Позже КНБ опроверг информацию о нахождении в Сирии 150 казахстанских экстремистов, об этом сообщил Tengrinews.kz со ссылкой на заместителя председателя ведомства Нургали БИЛИСБЕКОВА:

– Там комментарии были такие, что это якобы одна семья там находится, 150 человек. Это не соответствует действительности.

Впрочем, в том же сообщении говорится, что “КНБ… ранее не отрицал, что в Сирии есть наши граждане”.

Заместитель председателя Агентства РК по делам религий Марат АЗИЛЬХАНОВ также высказался по этому поводу:

– Они едут туда путем различных ухищрений для джихада. Понятно, помогают в этом внешние силы. То есть целенаправленная акция по вовлечению наших граждан в ряды радикальных движений, – сказал он.

Родственники опознали одного из участников видеосъемки: им оказался уроженец Акмолинской области 27-летний Аманжол Жансенгиров. Его отец, правда, не смог объяснить, как его сын смог оказаться в Сирии.

Кендебай Адамбеков, начальник штаба антитеррористического центра КНБ РК в интервью телеканалу “КТК” не исключил, что казахстанцев, с женами и маленькими детьми, могли вывезти туда насильно с дальнейшей целью эксплуатации для пропаганды экстремизма и использования в качестве “пушечного мяса” в боевых действиях.