На планете становится тесно

И 210 лет со времени издания его главного труда - книги "Опыт о законе народонаселения", в которой Мальтус предпринял попытку объяснить противоречия общественного развития не социальными условиями, а "вечными" законами природы.
Но Мальтус и его теория имеют такую неоднозначную репутацию в научном мире, что долгие столетия ученый мир относился к ним с предубеждением. Поэтому и юбилей этого английского педанта, в сюртуке и чулках, отметили немногие.
…Конец XVIII века, эпоха Просвещения, время небывалых надежд на торжество разума, эпоха Вольтера, Даламбера, Руссо и преддверие революций в Европе.
И вдруг, вопреки всеобщему энтузиазму, появляется книга - грозное предупреждение человечеству, утверждающая, что путь человечества неизбежно трагичен, а его жестокий конец - гибель от тесноты, под натиском человеческих тел - предопределен…
Считая биологические факторы решающими в процессе воспроизводства населения, Мальтус сформулировал "естественный закон", согласно которому, население Земли растет очень быстро - по законам геометрической прогрессии, тогда как производство продовольствия и других средств существования развиваются значительно медленнее - по законами арифметической прогрессии.
Чем больше средств существования, в первую очередь - пищи, тем больше население, чем меньше, тем быстрее население сокращается.
А так как все ограничения, накладываемые природой и обществом на рост народонаселения все равно недостаточны, планете неизбежно грозит настоящий "потоп" человеческих тел, теснота и голод…
Все двести лет после появления теории Мальтуса вокруг нее идут ожесточенные споры. Сегодня на строго научных фактах доказаны ошибочность его прогрессий - и рост населения Земли, и увеличение производства продуктов питания идут далеко не такими темпами, как предсказывал Мальтус. Успехи науки и "аграрная революция" в прошлом веке создали относительное изобилие продуктов питания. Относительное потому, что есть еще множество стран, где от голода до сих пор умирают сотни тысяч людей.
Однако главное предположение этого почтенного преподавателя колледжа, в чулках и парике, подтвердилось со всей грозной определенностью: человечество стремительно увеличивается, в то время как ресурсы планеты так же быстро уменьшаются…
В начале эпохи раннего палеолита численность населения Земли равнялась примерно 100 -200 тысяч человек, к началу позднего палеолита население достигло примерно 1 миллиона человек, к началу неолита - 10 миллионов, а к его концу - 50 миллионов.
Увеличение темпов роста народонаселения связано с переходом от первого культурно-хозяйственного типа - охота, собирательство, рыболовство (так называемый, присваивающий тип хозяйствования) - к земледелию.
Анализ археологических данных показывает, что прирост численности предков человека и первых людей в период становления общества был очень медленным. Он сдерживался суровыми естественными условиями и низким уровнем развития производительных сил.
Ускорение роста народонаселения наблюдалось каждый раз при переходе к более прогрессивному типу хозяйствования. Так, переход от каменных орудий к металлическим, от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию сопровождался скачками в росте населения Земли.
К началу нашей эры численность населения Земли уже составляла 230 миллионов человек, а к началу 19 века - 1 миллиард человек.
К 1930 году эта цифра возросла до 2 миллиардов человек, к 1961 - до 3 миллиардов, к 1976 - до 4
. А уже в прошлом году объявили, что на планете появился 6-миллиардный житель… Поэтому слова о "демографическом взрыве" - это не преувеличение, а факты, которые игнорировать невозможно.
Мальтус утверждал, что, несмотря на "естественное" регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим "абсолютным перенаселением".
Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости.
Его высмеивали за "утопические" призывы. Однако с середины 19 века к его идеям начали прислушиваться более внимательно. И сегодня сознательное ограничение числа детей стало нормой, по крайней мере, в развитых странах.
По данным социологов, принципами сознательной регуляции деторождения в семье руководствуются сегодня более 60 процентов жителей Западной Европы.
Но не Европа, не "золотой миллиард", на который технический прогресс и пролил, в основном, все свои блага, сегодня определяют демографическую политику на планете. Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки - вот где находится сейчас центр пресловутого демографического взрыва. Проходит он на фоне постепенного возрастания бедности в этих регионах, несмотря на все попытки богатых стран помочь им в своем развитии.
Прирост новых материальных благ, потребных для существования новых поколений людей в этих странах постоянно отстает от темпов естественного прироста населения и "ножницы" раскрываются все шире и шире.
На состоявшейся недавно встрече лидеров пресловутой мировой "восьмерки" было принято беспрецедентное решение: представить государствам Африки, находящимся в самом трудном положении, помощь в размере 60 миллиардов долларов в ближайшие десять лет.
Но и эта сумма - только крохи по сравнению с масштабом стоящих перед континентом проблем… Затраты только на хотя бы ограничение масштабов эпидемии СПИДа, буквально пожирающего Африку, составят, по подсчетам экспертов, порядка 40 миллиардов долларов…
А что же Казахстан, как в нашей стране обстоит дело с демографией и связанных с нею проблемами?
Положение здесь противоречивое. С одной стороны, для такой огромной территории и принятой стратегии ускоренного экономического развития, сегодняшнего населения страны явно недостаточно.
Хоть казахстанцев и стало недавно пятнадцать миллионов, структура населения оставляет желать лучшего. Преобладающая доля старшего населения уже сегодня ставит вопрос о восполнении категорий населения трудоспособных возрастов.
Другого пути, кроме масштабного привлечения иммигрантов в страну, в решении этой проблемы пока не видно. А это может иметь не только положительные последствия.
Иная сторона проблемы - ресурсный потенциал страны. Издавна принято считать, что в Казахстане он просто безбрежен, всего у нас с избытком - земли, воды, полезных ископаемых и прочего! Но дело в том, что распределены эти ресурсы в стране крайне неравномерно.
Миллионы квадратных километров территории - это полупустыни и пустыни, непригодные для жизни. Стремительно исчерпываются и ресурсы: нефти, к примеру, в лучшем случае хватит еще лет на пятьдесят…
Уже сегодня многие города и населенные пункты испытывают определенные трудности с той же обычной питьевой водой. А всесторонней, тщательно разработанной научной государственной программы, мощно подкрепленной финансами, в стране нет. То есть, существует ее подобие, которое слабо работает.
"Древо" теории Мальтуса дало обильные "побеги". Сегодня акцент сместился в сторону стремительного разрушения окружающей среды вследствие колоссально возросшего антропогенного давления на нее. Речь идет о "механизме обратной связи", благодаря которому природа как бы "мстит" человечеству за чрезмерное его размножение.
Сегодня активное распространение получили концепции неомальтузианства различного толка, такие как теория "оптимума населения" Г.Брауна, Дж. Боннера, утверждения Г.Тейлора и П.Эрлиха о росте народонаселения как единственной причине экологического кризиса.
Ускоренный рост народонаселения Земного шара (преимущественно в развивающихся странах), обострение экологической проблемы, увеличение разрыва в уровнях развития между развитыми индустриальными государствами и развивающимися странами - все эти проблемы сегодня "дамокловым мечом" висят над человечеством.
В рамках международной неправительственной организации, объединяющей в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира - Римский клуб - еще в 70 -х годах прошлого века обоснован тезис о том, что человечество к середине двадцатого века достигло "пределов экспоненциального роста в ограниченном пространстве".
Концепция "ограниченного роста" предполагает, что если к середине этого столетия внутрисемейное планирование охватит почти все население Земли, и если это ограничение будет происходить на уровне 2,2-2,5 детей на каждую брачную пару, то есть основание считать, что в конце двадцать первого века наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 миллиардов человек.
Но это только прогноз, имеющий только то преимущество, что большинство ученых все же придерживаются оптимистических воззрений на будущее.
Важнейшей предпосылкой решения проблемы регулирования роста народонаселения выступают глубокие социальные и духовные преобразования, подъем материального и культурного уровня народов.
Что возможно лишь при глобальном регулировании всех процессов, реальность которого, при сегодняшнем, раздираемом противоречиями мире, достаточно иллюзорна…

Рисунок с сайта http://www.nacbez.ru