На национальной почве

В Усть-Каменогорске с успехом проходит выставка украшений и изделий прикладного творчества, собранных художником и коллекционером Сержаном БАШИРОВЫМ.

Выставку “Бабалар мұрасы – ұрпаққа қазына” (“Наследие предков – достояние потомков”) организовал Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник. Как рассказала искусствовед Тамара БЫКОВА, саму концепцию подсказали слова Елбасы о необходимости сохранения национального кода, сказанные им в программной статье “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”.

– Нурсултан Назарбаев говорит, что национальные традиции, обычаи, обряды – всё, что создает национальный дух, должно вечно оставаться с народом, – отметила специалист. – Мы в рамках программы “Рухани жаңғыру” решили показать как раз художника, работающего на тонкой грани времени и искусства. Сержан Баширов относится к тому типу коллекционеров и мастеров, которые глубоко изучают историю, народное творчество и оттуда черпают вдохновение.

Всего на выставке представлено 170 изделий из кожи, дерева, ткани и металла. В их числе казахские тканые ворсовые и безворсовые ковры начала ХХ века, кебеже (сундук) конца XIX века, старинные мужские и женские пояса – белдік. Изюминка коллекции – инструменты зергеров: молоточки, дрель, штампы, светильник, меха. А также сами украшения XVIII–ХIХ веков, изготовленные из серебра и инкрустированные натуральными камнями.

Причем украшения, которые носили женщины-казашки Восточного Казахстана, отличает особый стиль. Они кажутся скромными, лаконичными, без излишеств, со спокойной гаммой.

Но, как отметила Тамара Быкова, такой эффект простоты ювелиры достигали благодаря высочайшему уровню мастерства.

Экспозиция позволяет как бы погрузиться в культуру казахского народа. Например, на кебеже – тяжелом резном коробе, датируемом 1890 годом, можно увидеть отверстия. В них вставляли ремень, чтобы прикрепить его к седлу при перевозке на верблюде или лошади. А дорожная сумка джигита привлекает внимание вышитым узором. Возможно, его сделала молодая жена или даже невеста.

Есть в коллекции саукеле из села Маркаколь Курчумского района, которому больше 100 лет. Этот женский свадебный головной убор сохранили, бережно передавая из поколения в поколение.

Рядом выставлены массивные серебряные кольца в форме птичьего клюва. С ними связаны целые легенды. В старину, когда воин отправлялся в поход, девушка отдавала ему такое кольцо, чтобы он вернулся. Украшение служило оберегом от злых сил. А когда красавица выходила замуж и ее увозили в другой аул, она могла передать родным такой “клюв” как весточку, что у нее всё хорошо.

– Мы включили в коллекцию также изделия самого Сержана Баширова, – дополнила искусствовед. – Это шолпы, перстни, браслеты, серьги. Их немного, но они дают представление о творческой манере художника. На его изделиях часто встречаются овалы, спиралевидный рисунок, зернь. Дизайн очень деликатен в цвете, орнаменте и сочетает древние казахские орнаменты с современными мотивами.

Сержан Баширов – уроженец Тарбагатайского района Восточного Казахстана, обладатель сертификата “Знак качества ЮНЕСКО”. По словам специалистов, собранная им коллекция позволяет составить представление о том, что такое казахское народное творчество, и почувствовать философию многих поколений народа.

Выставку уже посетили сотни устькаменогорцев. Она продлится до конца года.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК