За первые три месяца 2022 года из России в Казахстан выехали больше 200 тыс. человек. Здесь нет никаких ограничений для граждан РФ, а русский язык до сих пор является преобладающим языком общения. Но сюда релоцируются не только IT-специалисты, указывает казанский востоковед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов. Он порассуждал о том, каким концом санкции против Москвы ударили по Нур-Султану, и показывает ли Казахстан себя идеальным партнером для России, передает Caravan.kz.
В реальности в феврале-марте Россию покинули сотни тысяч людей. В основном это представители так называемого креативного класса — как несогласные с так называемой специальной военной операцией, так и те, чей бизнес и работа сильно зависели от свободы Интернета и межбанковских транзакций.
Автор подчеркнул, что назывались разные цифры, но недавно федеральная служба безопасности РФ обнародовала официальные данные за I квартал 2022 года. Оказалось, что всего за этот период из России выехали 3 880 679 граждан. Больше всего россиян уехали в частично признанную Абхазию (744 548 человек), Казахстан (204 947 человек) и Армению (134 129 человек). В Азербайджан выехали 56 475 человек, Узбекистан — 53 084, Таджикистан — 40 054. В Грузию отправился 38 281 человек.
И не случайно Казахстан оказался на втором месте после Абхазии, пишет Ахунов. Это дружественная для России страна-партнер по Евразийскому союзу, где нет никаких ограничений для граждан РФ, где русский язык до сих пор является языком межнационального общения, пишет российский автор.
Но самый главный фактор — Казахстан поддерживает тесные экономические связи как с Востоком, так и с Западом. В отличие от другого ближайшего союзника России, Беларуси, на страну не наложены санкции, границы открыты, в 12 казахстанских аэропортах был внедрен режим открытого неба, что дает возможность перевозчикам прилетать в авиапункты без дополнительных процедур. Мнения о том, что Казахстану лучше дружить с Турцией, чем с Россией, нерациональны – эксперты
В Казахстан релоцируются не только IT-специалисты, но и российские компании из реального сектора экономики. Яркий пример тому — недавний перенос производства мотоциклов «Урал», которые производит компания Ural Motorcycles, из города Ирбит в Свердловской области в казахстанский Петропавловск. «Уралы» идут на ура среди любителей стиля ретро в Соединенных Штатах Америки, поэтому свердловчане не хотят терять такой привлекательный в финансовом плане американский рынок.
Автор отметил, что Казахстан не отвернулся от России. Все, что можно сделать официально, не нарушая санкционного режима, он сделал и делает. А может, даже и больше. Поэтому любые обвинения в адрес нашей страны, по словам Ахунова, абсолютно беспочвенны.
Несомненно, для Москвы Казахстан — идеальный партнер, который мог бы подставить дружеское плечо в сложный для России момент, подчеркнул эксперт. Помочь хоть немного снять тяжесть беспрецедентного санкционного груза, повешенного на экономику России.
Все это плюсы и минусы единого экономического пространства. Санкции против России ударили другим концом палки и по Казахстану. Прямые потери Казахстана от антироссийских санкций оценивались уже в апреле в сумму свыше $600 миллионов.
Ахунов отметил, что казахстанские чиновники высокого ранга неоднократно заявляли, что Нур-Султан не будет помогать Москве обходить западные санкции. Иначе самому Казахстану несдобровать. В Кремле в свою очередь все это прекрасно понимают и стараются не давить на соседа. Все злободневные вопросы, судя по всему, успешно решаются, но уже не публично, а тет-а-тет. Также автор указал, что финансовые взаимоотношения между Казахстаном и Россией, связанные со сложным вопросом, полностью решены. «Казахской доброжелательности, открытости и человечности не хватало в России» - переехавшие в РК россияне
Можно сказать, что все это красивые слова и политес. А есть ли реальные дела? По мнению автора, да. В качестве примера он приводит кейс с российскими международными перевозчиками.
С 16 апреля ЕС запретил работать на своей территории российским и белорусским автотранспортным компаниям. Первым отреагировал Минск — прямо перед носом европейских грузоперевозчиков громко захлопнулись ворота. Но небольшую щелочку все же оставили. Грузы и товары перевозить можно, но при условии их перевалки и перецепки на границе Беларуси с Евросоюзом. Аналогичное решение хотел принять российский минтранс, но в итоге не стал обострять ситуацию.
В итоге из-за запрета ЕС на въезд российских и белорусских грузовиков и ответных мер Беларуси средний тариф на перевозку из ЕС в РФ вырос с 3,2 тыс. евро до 7,8 тыс. за фуру, а срок доставки увеличился на неделю. Российские автотранспортные компании стали искать новые маршруты, например, через Турцию. Но и здесь проблема не решилась. В сложившихся условиях братский Казахстан реально подставил плечо помощи, говорится в статье Ахунова. В РК отмечен рост регистраций компаний из России, которые получают казахстанские номера на свои автопоезда и без ограничений выходят на европейский рынок грузоперевозок. Теперь для обхода санкций и перевозок грузов по Европе некоторые компании открывают юрлицо в Казахстане и регистрируют новые, казахские, автомобильные номера, устанавливая их вместо российских.
До сих пор в Казахстане был избыток разрешений на работу с европейскими странами. Но если станет ясно, что реально эти разрешения получают не казахстанские, а российские и белорусские перевозчики, то на следующий год они могут получить разрешений меньше.
При этом, пишет автор, много вопросов у российских компаний вызывает и казахстанская бюрократия. Непросто оформить юридический адрес, открыть счет в банке, несмотря на то, что на высшем уровне отмашка дана. На местах отнюдь не рады гостям с севера, поскольку отнимают хлеб у местных, отметил Ахунов.
В мае депутаты нижней палаты казахстанского парламента пожаловались, что компании из России и Беларуси, зарегистрировавшие свой бизнес в Казахстане, выдавливают с рынка местных автоперевозчиков и снижают их доходы. В частности, они говорили о нехватке разрешений на перевозку грузов из-за российских и белорусских компаний, что привело к резкому скачку стоимости фрахта автотранспорта. Также в депутатском запросе отмечается, что Казахстан несет убытки как в лице отечественного бизнеса, так и в лице работников таких предприятий, и надо принимать меры защиты национальных интересов.
Вскоре появилась и официальная реакция. Правительство Казахстана запретило дальнобойщикам из РФ и Беларуси ввозить в страну товары из Европейского союза, заявив, что такие действия нарушают таможенное законодательство ЕАЭС. Казахстанская сторона сослалась на указ МИИР от 27 марта 2015 года, в котором говорится о недопустимости поставки в страну товаров, перегруженных от европейских перевозчиков.
Судя по всему, возникший конфуз был быстро решен на самом высоком уровне. В начале июня МИИР объявило об отмене требования о запрете перецепки, т. е. о смене тягача при международных перевозках грузов в отношении белорусских и российских перевозчиков, до 1 января 2023 года. В ведомстве пояснили, что решение принято «в качестве доброй воли в результате переговоров глав правительств России и Казахстана».
Сложившаяся ситуация очень непростая и требует принятия нестандартных решений. И эти решения находятся. В том числе и благодаря поддержке партнеров и союзников. И все это в итоге позволяет сгладить и предупредить множество проблем, о которых обычные граждане даже не узнают, подытожил автор.