И хотя правительство Литвы уже приняло решение выкупать акции завода у "ЮКОСа" самостоятельно, "КазМунайГаз" ведет активные переговоры и с руководством Литвы, и с национальными нефтегазовыми компаниями европейских стран.
Главная интрига заключается в том, что на днях литовской стороной было сделано заявление: покупатель на акции Mazeikiu nafta уже определен. Его имя не разглашается, но по ряду косвенных признаков можно судить о том, что неназванная компания и есть собственно, казахстанский "КазМунайГаз".
С тех самых пор, как было объявлено о продаже российской компанией "ЮКОС" литовского актива, КМГ считался фаворитом предстоящей сделки. Он предложил за пакет акций наиболее высокую цену - 1,2 миллиарда долларов. Кроме того, пообещал, если сделка состоится, довольно солидные инвестиции в модернизацию завода.
Ну и, естественно, КМГ взял на себя обязательства, выставленные литовской стороной едва ли не как наиглавнейшее условие, - обеспечить полную загрузку мощностей "двенадцатимиллионника" (перерабатывающая мощность Mazeikiu nafta составляет 12 миллионов тонн в год).
Однако взятых обязательств оказалось мало - нужно было доказать, что они фактически выполнимы. Вот тут-то и произошло непредвиденное. Российские компании, всегда считавшиеся надежными партнерами казахстанских в нефтяных вопросах, дали понять, что в данном случае не могут пойти навстречу "КазМунайГазу".
Сначала "Транснефть" отказала в трансфере необходимых объемов нефти через российскую территорию, а затем и "Росэнерго" с затягиванием утверждения графика транзита нефти, что равнозначно отказу, сигнализировала участникам переговоров о том, что при всем желании КМГ вряд ли сможет выполнить литовские условия. Таким образом, "КазМунайГаз" оказался в неловком положении: успешно продвигавшиеся переговоры пошли, что называется, насмарку.
Версия того, что произошло в казахстанско-российских нефтегазовых отношениях только одна: российские блоки с иностранным участием, предлагавшие не очень выгодные условия приобретения акций "ЮКОСа" (например, цена НК "Лукойл" совместно с американской ConocoPhilips составила 980 миллионов долларов, а цена ТНК-ВР - всего лишь 600 миллионов долларов), надеялись с помощью других российских структур переиграть соперников.
Понятно, что такое предложение не устраивало "ЮКОС" с одной стороны, и саму Литву - с другой. "ЮКОС" - по экономическим соображениям, а Литву - по политическим.
И хотя вслух это не произносится, но очевидно, что прибалтийская страна хотела бы уйти от зависимости от российских компаний и российских же энергоресурсов. "ЮКОС" заинтересован продать свои акции как можно дороже, а литовское правительство прежде всего преследует цель - сохранение стабильной работы НПЗ.
На определенном этапе, учитывая эти разногласия, стало понятно: либо стороны зайдут в тупик, либо нужно решать вопрос с ценой.
На прошлой неделе в Вильнюсе с литовским премьер-министром Альгирдасом Бразаускасом встречался президент КМГ Узакбай Карабалин.
Официальных заявлений после переговоров не последовало, г-н Бразаускас лишь сказал: "Мы узнали позицию казахской компании, знаем позицию "ЮКОСа", остается принять решение".
Пока тянулась пауза, литовские СМИ начали комментировать итоги встречи. Дескать, "КазМунайГаз" предложил свои услуги по предоставлению кредита Литве на выкуп акций у "ЮКОСа". Сейм страны еще в прошлом году разрешил правительству выкупить акции, если покупатель, выбранный "ЮКОСом", не будет отвечать требованиям литовского правительства. На эти цели правительству было выделено свыше миллиарда долларов. Цена акций, названная "ЮКОСом", явно превышает сумму, имеющуюся в наличии. Поэтому литовское правительство прорабатывает приемлемый вариант кредитования.
Литовские СМИ допускают, что правительство может получить недостающую сумму у казахстанской компании под залог акций Mazeikiu nafta, принадлежащих правительству. Этот вариант действительно нельзя сбрасывать со счетов: сделка явно затягивается, и нужно быстро искать компромисс.
Между тем уже через два дня после встречи Бразаускаса и Карабалина, первый сделал заявление, что покупатель определен. То есть, как только литовское правительство выкупит акции у "ЮКОСа" и будут завершены все формальности по возвращению собственности в лоно государства, состоится сделка уже с инвестором: будут проданы не только 53,7 процента акций, выкупленных у "ЮКОСа", но и 20%, принадлежащих Литве.
Других подробностей официальный Вильнюс не дал, но аналитики полагают, что неназванная компания и есть "КазМунайГаз". С российской стороной переговоры не ведутся вообще, а еще один претендент - польский концерн PKN Orlen, предложивший "ЮКОСу", кстати, самую высокую цену - 1,5 миллиарда долларов, в качестве фаворита не рассматривается.
С российскими компаниями по поставке нефти он договориться так и не смог, а своих ресурсов для прокачки таких объемов нефти он не имеет. Остается только "КазМунайГаз", который явно не теряет активности на "литовском фронте".
В КМГ не скрывают, что прорабатывают новые варианты для поставок нефти на Mazeikiu nafta. Судя по всему, она все еще надеется найти общий язык с российскими партнерами или же с теми компаниями, которые еще не были вовлечены в процесс переговоров. Как потенциальный партнер, видимо, рассматривается и "Газпром", имеющий нефтяные активы.
Не исключен вариант сотрудничества с балтийскими нефтяными компаниями. В частности, по сообщению некоторых СМИ, ходом казахстанско-литовских переговоров заинтересовалась финская компания Neste Oil, которая, занимаясь нефтепереработкой в своей стране, имеет надежные источники поставок углеводородного сырья.
По сути, она могла бы прокачивать определенные объемы нефти по контрактам с КМГ.
"КазМунайГаз", похоже, чтобы засвидетельствовать свою состоятельность перед литовской стороной и всю серьезность своих намерений, уже объявил о том, что готов предложить своему будущему партнеру один из добывающих активов на Каспии в обмен на бесперебойные поставки нефти на Mazeikiu nafta.
Теперь дело может приобрести другой оборот. Российские компании, понимая, что сделка с Литвой уже невозможна, могут пойти в Казахстан. Каспийские активы являются слишком привлекательными, чтобы проходить мимо.