В Петропавловске семья Равзы Бичуриной оказалась в далеком 38-м. Ее отца, ответственного партийного работника, из Семипалатинска направили поднимать производство шерсти в этом крае.
Мусей Бичурин был не рядовым партийцем, в семье росли пятеро детей, но на новом месте их поселили в комнатушке в четыре квадратных метра.
А потом началась война. И отца забрали в трудовую армию. Мать в те годы работала, как тогда говорили, “на водопроводе” – отпускала воду из водонапорной колонки, устроенной купцом Баженовым в собственном доме.
Тогда и случилось чудо: семье разрешили жить по месту материнской работы – в лачуге с колонкой бывшего купеческого особняка.
– По стенам текла вода, пол гнил, но не было так тесно, – вспоминает Равза Мусеевна.
Так Бичурины прожили аж до 1975 года, когда случилось настоящее, в их понимании, счастье – они получили разрешение переехать на второй этаж. Тут были сухие стены и потолки, а из окон купеческих хором была видна центральная улица города.
Владения Бичуриных – всего-то 33 квадратных метра, здесь не было центрального отопления, воду приходилось носить издалека да греть на печи, но Бичурины считали, что живут в раю.
Возможно, не потому, что рая не видели. А потому, что ад был хорошо знаком.
– Я работала с 15 лет, в годы войны в лазарете мы ухаживали за ранеными, бинты стирали, концерты устраивали, чтобы боевой дух солдатский поднять. А сколько их, родимых, умирало у нас на глазах! На уборку ездили. Под проливным дождем колоски собирали. Сутками работали за стакан муки. Брату было 13, когда он устроился развозчиком хлеба. Была у него сумка от противогаза. Туда складывал крошки, что от булок оставались, домой приносил, так и выживали… – со слезами на глазах, перебирая увесистую стопку грамот, благодарностей и удостоверений к наградам, вспоминает Равза Бичурина.
История – обычная для тех страшных лет. Необычно, что испытания для Равзы Бичуриной все никак не заканчиваются.
Уже больше двадцати лет Равза Бичурина живет одна.
– В этих стенах – вся моя жизнь, – говорит женщина. – Когда идет дождь, вода течет по стенам, тазик подставляю…
Аварийным дом признали еще в восьмидесятые. Тогда жильцов первого этажа расселили по новым квартирам, а Бичуриной с соседями достались только обещания. Но до старого купеческого дома, хоть и считающегося официально памятником истории и культуры, дела не было никому.
Год назад об аварийном состоянии дома заявила петропавловская прокуратура. Но городские чиновники, похоже, оказались глухи даже к прокурорскому слову.
С каждым днем жить под гнилой крышей все страшнее.
– Была на приеме у замакима Макарова, в совете ветеранов. Говорят, надо экспертизу провести, смету составить, потом в очередь на жилье поставим. Какая очередь, мне 85 лет! – говорит ветеран медицины с 52-летним стажем Бичурина.
По ее словам, ей часто приходится отвечать на вопрос: мол, сами жильцы о чем думали?
– Проводить капремонт в памятнике культуры жильцы не имеют права, чтобы не нарушить исторического облика. Прав собственности на жилье нет, приватизировать нельзя. Да и как ремонтировать, если у меня, например, пенсия 31 тысяча тенге? – отвечает пожилая женщина.
По странному стечению, вопросом остается история и самого купеческого особняка, и его владельца.
Музейные работники и краеведы региона не могут даже точно назвать фамилию этого человека. Особняк принято называть домом купца Баженова. Но в списках купцов региона нет такой фамилии. Есть Бажанов Н. В. Это один и тот же человек? Его ли особняк? Для кого он отгрохал такие хоромы в самом сердце города? Что был за человек, чем занимался, куда исчез?
Вопросы непраздные на самом деле. Если власти города считают здание памятником истории, то пусть и относятся к нему соответственно, возьмут под опеку государства, не дожидаясь, пока он развалится. А жильцам найдут более подходящие условия для проживания.
Неужели для сегодняшних отцов города достойная старость отдельного обычного и уже слабого человека – просто пустой звук?
Редакция "Каравана" просит акима области Серика Билялова поздравить лично пенсионера-медика с наступающим Новым годом и взять на контроль небольшой ремонт исторического дома.
Петропавловск